Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Операции с резидентами оффшорных зон: полный запрет?

Трудности с наполнением казны вынуждают налоговиков изыскивать резервы, чтобы любой ценой увеличить поступления в бюджет, нередко выходя за рамки законодательства...
Трудности с наполнением казны вынуждают налоговиков изыскивать резервы, чтобы любой ценой увеличить поступления в бюджет, нередко выходя за рамки законодательства.

Вроде бы совсем недавно Конституционный суд поставил точку в споре налоговиков с банками по вопросу налогообложения доходов иностранных юридических лиц от конверсии иностранной валюты и признал наличие законодательного вакуума. Однако, потерпев временное поражение, налоговые инспекции взялись за проверку правильности исчисления банками -- крупнейшими операторами на рынке ценных бумаг -- налога на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в РБ через постоянное представительство, от операций с ценными бумагами.

Правовые нормы, определяющие порядок расчета этого налога, заложены в Инструкции о налогообложении "других доходов" иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (утв. постановлением МНС от 2001-05-25г. N 72 (далее -- Инструкция)). Пункт 4 Инструкции представляет белорусским субъектам хозяйствования право при расчете базы для исчисления налога на доходы иностранных юридических лиц исключить расходы, понесенные этими лицами, при представлении ими подлинных документов либо нотариально заверенных копий. Однако исчерпывающий перечень документов в Инструкции не приведен, что дает огромное поле для творческой деятельности налоговых органов (особенно в регионах).

Так, кроме договоров, актов приема-передачи, копий платежных поручений и иных документов, подтверждающих затраты иностранного юридического лица, и часто не подлежащих нотариальному заверению, дошло до абсурдных требований по представлению подлинников либо нотариально заверенных копий товарно-транспортных накладных, например, при получении нерезидентами ценных бумаг (в частности, векселей) по договорам об отступном.

Создается впечатление, что операции с иностранными юридическими лицами сильно раздражают должностных лиц налоговых и других контролирующих органов. Это во многом объясняет появление Указа Президента от 2003-03-12г. N 104 "Об оффшорном сборе", который отменил действовавший одноименный Указ от 2000-01-14г. N 17, логично ставивший своей целью фискально ограничить отток капитала в оффшорные зоны путем перевода денег за мнимое оказание разного рода услуг, не имеющих материального выражения (информационных, консультационных, маркетинговых и т.п.).

Пункт 1.4. нового Указа существенно расширяет объекты налогообложения и подводит под него:

перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне;

исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом, зарегистрированным в оффшорной зоне;

переход в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент нашей страны и нерезидент, зарегистрированный в оффшорной зоне.

Принятие Указа N 104 поставило белорусские банки -- профессиональных участников рынка ценных бумаг в достаточно неопределенную ситуацию. Так, в соответствии с абз.5 п.1.5 этого Указа оффшорный сбор не взимается с банков и небанковских кредитно-финансовых организаций при осуществлении ими от своего имени банковских операций в соответствии с договорами, заключенными данными банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями с нерезидентами РБ, зарегистрированными в названных зонах или имеющими там счета.

В соответствие со ст.14 Банковского кодекса к банковским операциям относятся: привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты), размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц и др.

Кроме банковских операций, банки на основании той же статьи Кодекса вправе осуществлять поручительство за третьих лиц, предусматривающее исполнение обязательств в денежной форме, приобретение п рава (требования) исполнения обязательств в денежной форме от третьих лиц, выпуск, продажу, покупку, учет, хранение ценных бумаг, выполняющих функции расчетного документа, и иные операции с этими ценными бумагами, а также с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады (депозиты), на счета и др.

Таким образом, операции банков с ценными бумагами подпадают под начисление оффшорного сбора. И если по ряду операций банки могут просто отказать клиенту -- резиденту оффшорной зоны в сделках с ним, то, например, при предъявлении банковского векселя к оплате банк может просто "попасть" на оффшорный сбор, который взимается не с суммы дохода, а с полной суммы платежа. А каким образом банкам возмещать суммы уплаченного оффшорного сбора при выполнении заявки клиента-резидента оффшора по реализации на бирже ГКО (комиссия банков за данные услуги составляет порядка 0,01% от суммы) до сих пор остается загадкой.

Вот и встает вопрос: может не стоит городить огород, а прямо запретить юридическим лицам работать с резидентами оффшорных зон? Все меньше головной боли. Есть запрет и проблемы нет?
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений