$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Бизнес-союзы

Опасны не ловушки, а привычка в них находиться

07.06.2016

Белорусский бизнес в полной мере ощущает последствия экономической политики, которую власти считают единственно верной. Длинный перечень ловушек, в которой оказалась экономика страны, и перспективы выхода из них предприниматели обсудили 2 июня на XXIV съезде БСПН им. М.С. Кунявского.

«Последние три года оказались для частного бизнеса сложным испытанием на прочность, гибкость, инновационность, устойчивость и конкурентоспособность не только на внешних, но и внутренних рынках, – заявила директор и сопредседатель правления БСПН Жанна Тарасевич. – И причиной всему служат как мировые изменения, так и микро- и макросреда, которые мы создаем».

От диеты до анорексии

Ассортиментный перечень ловушек, в который попала республика, перечисленный в книге «Финансовая диета: реформы государственных финансов Беларуси» под редакцией К.Рудого, едва ли не самый полный для «экономического магазина». В наличии ловушки «дефицит финансирования» и «конфликтующих соседей», «среднего дохода» и «социальных расходов», «управления изменениями», «ресурсного проклятия» и «долгосрочной стагнации», отметила Ж.Тарасевич. В этих капканах республика оказалась благодаря той модели, которую строила все последние годы. Результат хорошо характеризует цитата из упомянутой книги: «Практически исчерпан запас постсоветской структуры экономики и «ручного» управления. Относительно свободный и длительный доступ к деньгам исказил стимулы в экономике. В государственном секторе финансовое насыщение тормозит инициативу и инновации, а непрерывный льготный финансовый поток скрывает управленческие ошибки».

Теперь за эти ошибки приходится расплачиваться бизнесу и населению. Между тем БСПН регулярно предупреждал правительство о пагубности многих решений и продолжает призывать принять меры для исправления ситуации, отметила Ж.Тарасевич. Например, ловушка финансирования привела к тому, что инфляция в нашей стране за последние 10 лет составила около 600% – в 2 раза больше, чем в Украине, России и Казахстане, и втрое больше, чем в Литве и Польше. Это сократило возможности инвестиционного планирования, увеличило банковские риски, повлекло дороговизну кредитов, долларизацию экономики и подорвало ее конкурентоспособность. Добавим, что одним из последствий инфляционного ралли стала потеря оборотных средств, что в условиях недоступности заимствований повлекло массовые неплатежи.

БСПН призывает правительство неотложно заняться финансовым оздоровлением предприятий. Предлагаемые меры: снижение налоговой нагрузки, цен на энергоносители, ставок аренды и регуляторных издержек, укрепление платежной дисциплины и защита кредиторов.

В «ловушку среднего дохода» власти буквально затолкали страну, административным путем добиваясь роста зарплат. Это повлекло небывалый рост «зарплатоемкости» ВВП, подорожание трудовых ресурсов и, как следствие, снижение ценовой конкурентоспособности предприятий. В результате искусственно созданный рост разрушила девальвация еще до того, как власти стали призывать соизмерять темпы увеличения заработков и производительности труда. Теперь страна стоит на пороге новой проблемы – «ловушки бедности», которая может стать тормозом, удерживающим экономику в состоянии длительной стагнации. БСПН предлагает решать эту проблему путем активизации в создании нового бизнеса в сфере услуг, в т.ч. в регионах.

С предыдущими проблемами неразрывно связана «ловушка социальных расходов». Их рост в сочетании с ограниченностью возможностей бюджета привели к появлению новых дисбалансов. Государство пытается, с одной стороны, любыми путями собрать деньги на выполнение своих социальных обязательств (что требует роста налоговой нагрузки), а с другой – снижает реальные трансферты, что влечет снижение уровня жизни. Выход видится БСПН в создании внебюджетных источников финансирования, повышении деловой активности и социальной ответственности бизнеса, самозанятости населения.

Одной из главных проблем бизнес считает непрекращающиеся попытки властей управлять предприятиями в ручном режиме, доводить им показатели, вмешиваться в оперативную деятельность, в т.ч. в сфере ценообразования.

Не менее искусственной является ловушка «ресурсного проклятия». Сырьевая зависимость, особенно от энергоресурсов, предопределена унаследованной от СССР структурой экономики. Но за 25 лет Беларусь могла бы успешно решить данную проблему, как это сделали многие другие страны, еще более обделенные природными ресурсами. Надо было лишь больше внимания уделять развитию человеческого капитала, чем погоне за углеводородами по льготным ценам.

Не позаботившись вовремя о диверсификации рынков, Беларусь пострадала от геополитических конфликтов. Их, казалось бы, невозможно было предугадать. Но очевидно, что, понадеявшись на «ближний круг» покупателей, белорусские экспортеры оказались в зависимости от них. Только теперь были приняты решения о поиске новых рынков сбыта, что потребует немало времени и средств. Между тем, по данным опроса, проведенного БСПН, конкурентоспособность отечественных непродовольственных товаров в прошлой пятилетке неуклонно снижалась, причем белорусские производители теряют собственные рынки, несмотря на принимаемые государством протекционистские меры. Эту тенденцию отметили почти 80% респондентов. Причем 56,5% из них не видят смысла в ограничении импорта потребительских товаров. Среди сторонников таких ограничений 79,1% отдают предпочтение экономическим мерам, из них 46,4% – в пределах норм ВТО.

Основными факторами низкой конкурентоспособности отечественных товаров большинство опрошенных назвали высокие издержки, связанные с материальными затратами (74,8%), оплатой труда, включая социальное страхование (30,5%), необходимостью кредитования торговли и авансовыми налоговыми платежами, дороговизной торговых площадей (37,4%). Были также упомянуты неудовлетворительный технический уровень производства (62%), недостаток рекламы (68,5%), нарушения исполнительской и трудовой дисциплины (88,4%).

Обложенная со всех сторон такими капканами экономика страны рискует оказаться в самом опасном из них: в ловушке долгосрочной стагнации, которая усугубляет все остальные. Чтобы вырваться из такого замкнутого круга, БСПН призывает власти и бизнес к конструктивному сотрудничеству. Объединяющим звеном здесь должны стать союзы предпринимателей.

Быть или казаться

Судя по данным анкетирования, проведенного накануне съезда, деловое сообщество достаточно высоко оценивает достижения БСПН в деле защиты интересов предприятий, содействия их развитию, трансформации и структурной перестройке экономики, взаимодействия с государственными органами по вопросам совершенствования делового климата. Высоко оценили предприниматели предложения БСПН по снижению регуляторных издержек (4,31 балла), разрешению проблемы неплатежей (4,38) и снижению налоговой нагрузки (4,54).

В то же время респонденты дали более низкую оценку результативности работы БСПН. Причина в недостаточной подготовке и обоснованности предложений (так считают 31% опрошенных). По мнению 40% предприятий, для лучшей результативности следует разнообразить пути и методы достижения поставленных целей. Заметим, что пока общественно-консультативные советы наделены лишь правом совещательного голоса, такие предложения можно считать риторическими.

Бизнес-союзы и рады бы улучшить свою работу, но для этого требуются силы и средства, которых у них нет. Взносов, уплачиваемых немногочисленными членами союзов, едва хватает на содержание аппарата и скромные мероприятия. О создании мощной информационно-аналитической базы и привлечении высококвалифицированных (и, соответственно, хорошо оплачиваемых) экспертов не приходится и мечтать.

Отчасти решить проблему могло бы позволение включать членские взносы в затраты, учитываемые при налогообложении. Но идея такого стимулирования регулярно отклоняется властями. В очередной раз ее раскритиковал на съезде директор департамента по предпринимательству Минэкономики Петр Арушаньянц. По его словам, подобный шаг был бы экономически необоснован, поскольку для целей налогообложения можно учитывать лишь затраты, связанные с производством и реализацией. Поэтому подп. 1.16 ст. 131 НК не позволяет включать в затраты для целей налогообложения суммы добровольных членских взносов в общественные организации на их содержание, за исключением взносов в организации, членство в которых является обязательным условием осуществления какой-либо деятельности.

Впрочем, такой подход выглядит весьма условным. Например, ничто не мешает предприятиям включать в состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении, средства, направленные в соответствии с Указом от 15.04.2013 № 191 на поддержку спортивных организаций. С другой стороны, установленная трудовым законодательством обязанность оплаты некоторых дополнительных отпусков не помешала законодателям исключить эти выплаты из затрат, учитываемых при налогообложении (подп. 1.72 п. 1 ст. 131 НК). Так что дело здесь не в экономической обоснованности, а в отношении государства к общественной значимости бизнес-союзов.

Сам себе регулятор

На съезде в очередной раз вспомнили о возможности расширения роли саморегулируемых организаций (СРО), которые могли бы стать не только авторитетными экспертами в процессе подготовки нормативных актов, но и взять на себя отдельные функции регулирования в некоторых сферах экономики. Какие именно полномочия государство готово делегировать таким структурам, П.Арушаньянц уточнить не взялся.

Замечу, что предприниматели охотно подскажут эти области, если такая потребность всерьез возникнет. В частности, участники съезда весьма нелицеприятно отозвались о широко распространившейся привычке госорганов коммерциализировать свою деятельность. В республике существует множество предприятий, живущих за счет оказания услуг, навязываемых в силу обязательных норм, устанавливаемых министерствами и ведомствами, при которых эти предприятия и созданы. Отказаться от подобных услуг невозможно, а плата за них дополнительной нагрузкой ложится на затраты и цены субъектов хозяйствования.

Поэтому участники съезда довольно скептически отнеслись к идее саморегулируемых организаций. С одной стороны, они действительно могут стать защитником и представителем интересов предпринимателей, а также регулятором, ограничивающим вход на рынок некомпетентных претендентов и запрета на деятельность недобросовестных участников. Но с другой – не исключено, что СРО быстро превратятся в лоббиста узкоотраслевых интересов в ущерб всем остальным или в квазигосударственную структуру, живущую за счет обязательных взносов, где отставные чиновники, нашедшие себе «тихую гавань», будут беспрекословно одобрять любое решение профильного министерства.

Автор публикации: Леонид ФРИДКИН