$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Опасная приватизация

15.05.2009

Одним из важных направлений либерализации отечественной экономики считается приватизация. С принятием Декрета от 14.04.2008 № 7 и утверждением постановлением Совмина от 14.07.2008 № 1021 плана приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, а также перечня открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации госсобственности, акции которых, принадлежащие Республике Беларусь, подлежат продаже в 2008-2010 г.г., в ускоренном темпе начались работы по преобразованию ряда госпредприятий в АО. Столь же быстро появились нормативные акты, эти работы регламентирующие.

Между тем некоторые нюансы этих документов выглядят несколько противоречиво. И при определенных обстоятельствах радужные перспективы белорусской приватизации вполне могут разбиться о несколько бухгалтерских проводок.

Так, согласно п.5 Инструкции по бухгалтерскому учету хозяйственных операций, связанных с приватизацией объектов, находящихся в государственной собственности, утв. постановлением Минфина от 5.12.2008 № 183, изменение (увеличение, уменьшение) остаточной стоимости основных средств, стоимости незавершенного строительства, оборудования к установке, требующего и не требующего монтажа, оборудования в монтаже, выявленную при проверке правильности начисления амортизации, проведения переоценок, дооценки основных средств, которые были введены в эксплуатацию в период с 1 января 1992 г. до 1 января 1995 г. отражается в бухучете записью:

Д-т сч.сч. 01, 07, 08 — К-т сч.83 «Добавочный фонд».

Уменьшение показывается методом «красное сторно».

Полная сумма стоимости неучтенного имущества при проведении работ комиссии по преобразованию и включаемого в уставный фонд ОАО, учитывается записями:

Д-т счсч.01, 07, 08 — К-т сч.92 «Внереализационные доходы и расходы»

и одновременно

Д-т сч.92 — К-т сч.80 «Уставный фонд».

На практике на многих крупных предприятиях в ходе подготовки к приватизации было выявлено немало имущества, с учетом которого что-то по разным причинам оказывалось неблагополучным. Обнаруживались ранее вообще неучтенные объекты, иные в прошлом неправильно оцененные или переоцененные. При огромном количестве инвентарных объектов, неоднократных преобразованиях, передачах активов с баланса на баланс подобных проблем трудно избежать. Большие проблемы связаны с несвоевременным проведением паспортизации основных средств, предписанной Законом от 22.07.2002 № 133-3 «О регистрации государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», и оценки таких объектов. Все эти обстоятельства выявлялись в ходе работ по приватизации.

Заметим, что размер уставного фонда приватизируемого АО в соответствии с п.3 Инструкции о порядке определения размера уставного фонда открытого акционерного общества, создаваемого в процессе приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, утв. постановлением Госкомимущества от 29.01.2008 № 9, определяется исходя из балансовой стоимости активов и пассивов предприятия по состоянию на 1 января текущего года на основании данных бухгалтерского учета и отчетности, подтвержденных актом ревизии финансово-хозяйственной деятельности, и инвентаризации, проведенной в соответствии с законодательством. Излишки согласно п.7 Инструкции № 9 включаются в стоимость активов, принимаемых к расчету, по стоимости, определенной на дату проведения инвентаризации. Расчет размера уставного фонда АО оформляется актом на основании данных баланса предприятия и акта результатов инвентаризации активов. При этом из стоимости активов, принятых к расчету, исключаются обязательства — в т.ч. перед бюджетом.

Итак, именно инвентаризация занимает почетное место в работе комиссии, будучи методом выявления и основанием для оприходования того самого неучтенного имущества, стоимость которого согласно п.5 Инструкции № 183 включается в уставный фонд. И если слово «инвентаризация» скромно не упомянуто в этом пункте, это отнюдь не означает, что неучтенное имущество выявляется и увеличивает уставный фонд АО каким-либо иным путем. Хотя бы потому, что иного бухгалтерская теория и практика за последние 3-4 тысячи лет не породила, и белорусский Закон «О бухгалтерском учете и отчетности» исключением здесь не является. А стало быть, стоимость выявленного в результате работы комиссии неучтенного имущества является ничем иным, как излишками по результатам инвентаризации. Подлежащими согласно п.2 ст.2 Закона от 22.12.1991 № 1330-XII «О налоге на доходы и прибыль» обложению налогом на прибыль независимо от того, какими проводками и на какие счета мы спрятали эти суммы. Ведь Инструкция № 183, предписывающая сумму, отраженную на счете 92, тут же зачислять в уставный фонд, минуя счет 99 «Прибыли и убытки», вопросы налогообложения не регулирует.

Зато, как известно, согласно ст.2 Закона № 1330-XII в состав доходов от внереализационных операций для целей налогообложения включается стоимость принятого к учету имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации. Возникает вопрос: не подлежит ли стоимость неучтенного имущества, обнаруженного комиссией, обложению налогом на прибыль? Так сказать, по дороге к одновременному включению в уставный фонд новоявленного ОАО?

Рискнем предположить, что исправление ошибок в определении первоначальной и восстановленной стоимости объектов основных средств, а также сумм начисленной амортизации повлечет перерасчет налога на прибыль, налога на недвижимость, а также транспортного сбора.

Но согласно п.7 ст.63 Налогового кодекса в редакции, действовавшей в прошлом году (в конце которого ускоренными темпами шли работы по акционированию ряда предприятий), при обнаружении плательщиком в поданной им налоговой декларации неполноты сведений или ошибок, приводящих к занижению (завышению) подлежащей уплате суммы налогов, требовалось представить налоговую декларацию с внесенными изменениями и дополнениями. Причем такая налоговая декларация должна была представляться за тот налоговый либо отчетный период, в котором обнаружены неполнота сведений или ошибка. Иными словами, в связи с уточнением остаточной стоимости основных средств по итогам работы комиссии по приватизации в прошлом году следовало ретроспективно составить налоговые декларации по налогам на прибыль за 1992 — 2008 г.г. — за каждый год отдельно (!), налогу на недвижимость (поквартально), а также по транспортному сбору (с 1997 г.) и отчислениям части прибыли государственных унитарных предприятий (с 2001 г. — по постановлению Совмина от 31.01.2001 № 129, а с 2006 г. — в порядке, установленном Указом от 28.12.2005 № 637), представить их в инспекции МНС и произвести доплату налогов, сбора и отчислений.

Необходимо также учитывать, что согласно ст.2 Закона от 23.12.1991 № 1337-XII «О налоге на недвижимость» в редакции, действовавшей до 1.01.2009 г., налогом на недвижимость облагалась стоимость основных средств, являющихся собственностью или находящихся во владении плательщиков, объектов незавершенного строительства. И если какие-то объекты до момента их обнаружения и оприходования комиссией по приватизации на учете не состояли, то во владении предприятия они все равно находились. А следовательно, являлись объектом обложения налогом на недвижимость. Напомним также, что согласно п.3 Инструкции о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок, утв.постановлением Минфина от 29.06.2005 № 83, ошибкой признается отражение на счетах бухучета и принятие в расчет налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) операций при отсутствии первичных учетных документов или неправильном их оформлении, неверной оценке активов, обязательств, доходов и расходов. И ошибка эта должна быть исправлена надлежащим образом с доначислением налога на недвижимость за все налоговые периоды, в которых данные объекты находилось во владении тогда еще государственных предприятий. Дело это, прямо скажем, будет хлопотное. Ведь чтобы рассчитать налогооблагаемую сумму будущему ОАО придется начислить «условно» амортизацию за прошедшие годы, вычислив первоначальную стоимость ранее ошибочно неучтенных объектов обратным порядком от оценочной их стоимости, определенной в ходе работ по приватимзации, произвести полагавшиеся в 1996-2008 гг. переоценки. С полученной суммы опять-таки ретроспективно следовало начислить налог за каждый квартал отдельно и представить в инспекцию МНС соответствующие налоговые декларации. А доначисленный налог на недвижимость, в свою очередь, повлияет на налог на прибыль, транспортный сбор и т. п.

Впрочем, в текущем году заполнение в соответствующих разделах налоговых деклараций сведений о занижении (завышении) подлежавшей уплате за прошлый налоговый период либо за прошлый отчетный период текущего налогового периода суммы налога тоже окажется делом не простым.

Если же это не сделано, то акционированное предприятие нарушило налоговое законодательство. И при проверке с него взыщут немалую сумму: как по доплате упомянутых налогов, так и по штрафным санкциям. Если акции ОАО к тому времени по-прежнему будут оставаться в собственности государства, то произойдет лишь перемещение денег из одного казенного кармана в другой (не считая штрафов на должностных лиц), что, впрочем, финансовое положение предприятия не улучшит. А вот если акции перейдут к частным инвесторам, то могут быть и иные последствия. Если сумма доначисленных налогов, пени и штрафов окажется для предприятия непосильной, ему могут предложить вариант реструктуризации, предусмотренный Указом Президента от 16.02.2004 № 88: произвести дополнительную эмиссию акций на сумму задолженности перед бюджетом и передать эти акции в собственность государству. Тем самым доля частника в уставном фонде существенно уменьшится, а государство без лишних расходов на законном основании вернет себе контроль над предприятием.

Впрочем, в дальнейшем вновь обретенная государственная доля может быть выгодно продана очередному инвестору. Надо же план по приватизации выполнять…

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях