$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОЗНИЦУ©

21.12.2012

Конец декабря отметился интересным событием. СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимателей», ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» и ОО «Белорусский союз предпринимателей» направили открытое письмо Правительству РБ и Мингорисполкому с призывом разобраться с «несбалансированным развитием отдельных отраслей народного хозяйства», которое «превращается в угрозу экономической безопасности нашей страны». Угроза эта, по мнению бизнес-союзов, исходит от торговых сетей, якобы заполонивших рынок розничной торговли.

Нарисованная в письме апокалиптическая картина, по-видимому, весьма впечатлила правительство, пообещавшее оперативно разобраться с проблемой. А пока чиновники, забросив модернизацию промышленности, импортозамещение и поддержку АПК, будут выяснять, какой формат торговли полезнее, предприниматели с изумлением пытаются понять, о чем идет речь.

По мнению авторов письма, розничный рынок Беларуси захватывается и монополизируется иностранными компаниями, создающими у нас свои товаропроводящие сети. Распространение таких сетей приводит к монополизации промышленности, диспропорции, повышению цен, снижению качества обслуживания и ассортимента, разорению малых и средних предприятий торговли. Сети «ставят на колени» производителей, заставляя их соглашаться на скидки и длительные отсрочки платежа. Районные власти «теряют рычаги управления и рычаги стимулирования местной торговли», сокращаются налоговые поступления, искажается статистика, усиливаются диспропорции экономического развития центра и регионов, теряются рабочие места. Спасти положение мог бы Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания», но его принятие затягивается. А потому в письме предлагается пока ввести ряд мер, ограничивающих дальнейший рост сетей и условия их работы.

Интересно, что к административному ресурсу взывают те самые люди, которые обычно ратуют за свободу рынка и невмешательство государства в дела бизнеса. При этом в письме не приведено ни цифр, ни фактов. Но мы привыкли доверять именно им, а не эмоциям. Пока власти не провели «системный анализ ведущих торговых сетей на предмет исходящих от них угроз финансовой системе страны и наличия признаков финансовых пирамид», обратимся к доступным сегодня данным.

СОГЛАСНО Концепции реализации государственной политики в сфере внутренней торговли и общественного питания на 2011–2015 годы, утв. приказом Минторга от 29.12.2011 № 178, на начало 2011 г. обеспеченность торговыми площадями на 1000 человек составила в республике 391 м2 (при нормативе 320 м2). Однако это значительно ниже, чем в ЕС или России. А потому в Концепции предусмотрено довести к 2015 г. данный показатель до 600 м2. Кто и на какие деньги решит эту задачу, если иностранный капитал, как уверяют авторы письма, таит такие угрозы? Кстати, в Беларуси до сих пор не замечены Tesco, Wal-Mart или Аuchan. Гипермаркеты и большинство розничных сетей принадлежат отечественным бизнесменам. Исключение составляют, пожалуй, «Белмаркет» (из которого россияне, судя по последним сведениям, уходят) и «Алми» (учредитель которой — уроженец Беларуси, хоть и с российским паспортом). Может, главная их вина в том, что они не состоят в бизнес-союзах? Но это характерно и для самых разветвленных в республике сетей («ДорОрс» и «Белкоопсоюз), к которым у авторов письма претензий нет. Впрочем, по-моему, зарубежные инвестиции в отечественный ритейл, как и в остальные отрасли, можно было бы только приветствовать. Но их ничтожно мало — быть может, потому, что у нас их встретят отнюдь не цветами не только бюрократы, но и новоявленные антиглобалисты.

Итак, стране нужно еще много магазинов — наверное, хватило бы места всем. Но в упомянутой Концепции и в Основных направлениях социально-экономического развития РБ на 2006–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 4.11.2006 № 1475, важнейшими направлениями развития торговли названы строительство гипер- и супермаркетов, расширение сети магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности, и дисконтных магазинов, создание интегрированных структур — торговых сетей, торгово-промышленных и предпринимательских групп. Решение этих задач требует серьезных инвестиций. Могут ли их обеспечить члены бизнес-союзов? Если нет, то что они предложат взамен?

С другой стороны, дело это выгодное: розничный товарооборот — один из немногих постоянно растущих в стране показателей (в 2011 г. — на 9%, в январе–ноябре 2012 г. — 13,2% к аналогичному периоду прошлого года). Тем не менее по 100 магазинов в год ни одна из известных в республике торговых сетей не открывала, несмотря на уверения одного из авторов письма.

Например, Ассоциация розничных сетей (АРС), отвечая на письмо бизнес-союзов, привела, в отличие от своих оппонентов, гораздо больше убедительных аргументов. По данным АРС, на сегодня в Минске есть 2 сетевые компании, работающие только в формате гипермаркетов (в первой сети — их 2, во второй — 3), причем обе — только с белорусским капиталом. Они открывают в столице всего по 1 магазину в 4 года, что далеко от интенсивности в России, Китае или ЕС. Остальные торговые сети действуют преимущественно в формате магазина у дома, расположены в спальных районах, работают на площадях 150–800 м2. Их ассортимент и цены достаточно привлекательны — по белорусским меркам.

По информации АРС, на долю 10 крупнейших торговых сетей Беларуси в продовольственной группе товаров приходится не более 26% от общего товарооборота. Для сравнения: в Европе данный показатель равен порядка 70–80%, в России — около 40% (развивающийся рынок), в Украине — 60%. При этом в мире монополистом признается оператор, в одиночку занимающий 30% и более. У нас таким результатом похвастать пока некому и уровень концентрации розничных сетей не противоречит антимонопольному законодательству страны. Так что в этой сфере бизнес-союзы могли бы заняться чем-нибудь другим — например, поинтересоваться, как влияет на конкурентную среду в разных отраслях массовое создание холдингов.

Акции и скидки, которые регулярно проводят сети, конечно, привлекают покупателей. Претензия, что другие форматы себе такого позволить не могут из-за неравных условий работы, выглядит неубедительно. Больше того, сравнение условий — опасный прием. Вдруг кто-нибудь припомнит, что множество субъектов малого предпринимательства работает на «упрощенке», а потому налоговая нагрузка у них существенно ниже, чем у крупных компаний. Так, чего доброго, возникнет тезис о диспропорциях, создаваемых УСН, ее вредности для бюджета, а стало быть — для всего государства.

По мнению бизнес-союзов, ситуацию значительно усложняет тот факт, что Департамент ценовой политики Минэкономики, как антимонопольный орган, проигнорировал поручения правительства по реализации мер по упорядочения развития торговых сетей в стране, загрузки их социально значимыми проектами. Однако именно в этих сетях действуют различные социальные программы, в т.ч. предоставление скидок многодетным семьям, ветеранам и пенсионерам. Разумеется, это не решает всех проблем малообеспеченных граждан, но многие ли бизнесмены могут похвастать изобилием социальной ответственности?

ПОКА ЖЕ покупатели (за неимением лучшего) радуются хотя бы тем скидкам, которые им предлагают сети, благодаря чему не надо ездить на рынки, где цены и ассортимент уже не столь выигрышны, а интерьер явно похуже. Что до поставщиков, то, по данным АРС, 80% договоров на поставку товаров в продовольственные магазины от белорусских производителей оплачиваются в срок до 45 дней, по молочной, мясо-колбасной и хлебной продукции — 15 дней. Лишь 0,4% договоров на поставку низколиквидных товаров по согласованию с поставщиками предусматривают срок оплаты свыше 60 дней. При этом большинство продовольственных магазинов и сетей исправно оплачивают договоры, в противном случае поставка останавливается, они лишаются товара, как следствие — товарооборота и прибыли. Что до цен, то вряд ли торговля (где 94,1% организаций — частные) способна принудить промышленность и АПК к невыгодным условиям. Но в рыночных условиях те, кто покупает большими партиями, обычно вправе претендовать на оптовые скидки на товар. Конечно, сети имеют здесь преимущество. Заметим, что, по данным Белстата, в кредиторской задолженности торговли на 1 ноября т.г. доля просроченной задолженности составляет лишь 4,9%.

Не заметно пока катастрофы из-за сетей на рынке труда: именно в торговле сегодня самое высокое соотношение принятых и уволенных работников (104,9 тыс. к 95,8 тыс.). Так что тезис насчет потери рабочих мест неубедителен — напротив, сети постоянно приглашают людей на открывающиеся вакансии.

НЕСКОЛЬКО устарели и ссылки авторов письма на мировую практику. Скажем, в обзоре Economist Intelligence Unit (EIU), «Ритейл–2022» отмечается, что онлайн-торговля и кризис нанесли серьезный удар по традиционным форматам, которые активно росли в начале века, — стрит-ритейлу и моллам. Многие были вынуждены в 2008 г. уйти с рынка, а в США даже наблюдалось массовое закрытие торговых центров. Поэтому стратегии торговли меняются, прежде всего за счет широкого использования интерактивных возможностей, развития формата шоу-рума (салона, где можно ознакомиться с товаром). Супермаркетов и моллов должно стать меньше, что приведет к уходу мелких игроков. Интернет-торговля (которой прогнозируют 1/3 мирового рынка розницы к 2020 г.) теснит гипермаркеты, особенно загородные биг-боксы, ранее выигрывавшие за счет цен. Теперь это конкурентное преимущество достанется онлайн-ритейлерам, а по удобству — выиграют небольшие супермаркеты «шаговой доступности» и фирменные магазины. В Беларуси интернет-торговля развита меньше, но и до нас мировые тенденции рано или поздно доберутся.

Ассоциация розничных сетей призывает бизнес-союзы к открытому, аргументированному и конструктивному диалогу. Заметим, что если таковой состоится, то желательно, чтобы помимо пищи для СМИ он принес какую-то пользу и всем остальным — например, отечественным покупателям, заинтересованным в том, чтобы делать покупки подешевле и с максимальным комфортом. Ведь пока им при каждом удобном случае приходится ездить на шопинг в Литву и Польшу, где ассортимент пошире, а цены — пониже.

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях