$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Он еще не прощается

23.10.2009

Сценарии развития белорусской экономики, смоделированные Исследовательским центром ИПМ, привели к неутешительным выводам. Какими бы ни были антикризисные меры, стране предстоит столкнуться с жестким дефицитом текущего счета и, скорее всего, с рецессией.

Для базового сценария эксперты Исследовательского центра ИПМ взяли июльские прогнозы МВФ по развитию глобальной экономики. При расчетах также учитывались такие антикризисные меры внутри страны, как девальвация, ограничение заработной платы и государственного потребления, стимулирование инвестиционного спроса.

В частности, исходные данные основываются на предположении, что номинальная девальвация белорусского рубля по отношению к доллару США в 2009 г. составит 33,3%, в 2010 г. — 6,7%, занятость экономически активного населения сократится на 1% и 0,8% соответственно. Среднегодовая цена на российский газ для Беларуси будет составлять в 2009 г. 150 USD/ 1000 м3, а в следующем — 155. Важное значение имеет ситуация в мировой экономике и в странах — наших основных торговых партнерах, от которой зависит состояние отечественного экспорта. Мы исходим из прогноза среднегодовых мировых цен на сырую нефть в текущем году 60,4 USD, а в следующем — 72,4 USD. Реальный рост ВВП России в этом году сложится отрицательным (-6,5%), а в 2010 г. составит 1,5%, в еврозоне соответственно — 4,8 и — 0,3%, хотя большинство стран мира в 2010 г. выйдут из рецессии.

При таких предпосылках, а также при условии, что экономическая политика в Беларуси не претерпит существенных изменений, в этом году мы прогнозируем падение экспорта на 41,6%, а в 2010 г. — его восстановление с темпом прироста 28,3%. Однако это не убережет от снижения реальный ВВП страны, причем если в 2009 г. ожидается его падение на 1,2%, то в 2010 г. — на 5,6% (см. таблицу).

В рамках второго сценария предполагается повышенный темп девальвации (51% в 2009 г. и 25,5% в 2010 г.), что одновременно будет сопровождаться 15-процентным снижением реальной заработной платы в целом по стране.

В этом случае мы ожидаем опережающего восстановления экспорта, в 2010 г. его темп прироста может составить 36,8% при сохранении отрицательной динамики по импорту (-23,1% в 2009 г. и — 7,1% в 2010-м). Тем не менее и в таких условиях обеспечить рост реального ВВП, по нашим расчетам, не удастся, в этом году он может сократиться на 1,4%, а в следующем на 5%.

Проблема устойчивого внешнего дисбаланса сохраняется в рамках обоих сценариев. В первом случае дефицит текущего счета составит 15,7 и 13,6% от ВВП в 2009 г. и 2010 г. соответственно. Во втором — 16% и 10,1% от ВВП. Из этого можно сделать вывод, что в настоящий момент дефицит текущего счета является для страны во многом структурной проблемой, которую чрезвычайно трудно решить мерами макроэкономической политики. Применяемые инструменты регулирования недостаточны, при этом для сбалансирования текущего счета степень их использования может привести к существенному снижению уровня жизни населения.

Надежда достигнуть приемлемого дефицита может быть относительно скоро реализована лишь в случае очень быстрого восстановления мировой экономики и торговли. Однако это маловероятно. Поэтому, на наш взгляд, для устранения огромного внешнего дефицита как в среднесрочном, так и долгосрочном периоде необходимо одновременно использовать меры структурной политики, направленные на повышение национальной конкурентоспособности, и меры текущей макроэкономической политики.

Поскольку проблема внешнего дисбаланса рассматривается как долгосрочная, особый интерес вызывают инструменты по его финансированию, в т.ч. использование государственных заимствований. На наш взгляд, на данный момент отсутствует четкая стратегия по снижению дефицита текущего счета, хотя для его покрытия регулярно привлекаются внешние займы. При таком подходе критический порог внешних займов может быть достигнут достаточно быстро, особенно учитывая высокий уровень обслуживания долга.

Практически все рассчитанные нами сценарии демонстрируют неизбежность рецессии в Беларуси. Во многом это обусловлено тем, что в предыдущие периоды рост обеспечивали посредством мер по стимулированию внутреннего спроса, большинство из которых при дальнейшем использовании нанесут вред белорусской экономике как в среднесрочном, так и в долгосрочном периоде. Поэтому при выборе мер экономической и институциональной политики следует учитывать эту опасность и в качестве приоритета рассматривать создание условий для долгосрочного экономического роста.

Дмитрий КРУК, Александр ЧУБРИК, экономисты Исследовательского центра ИПМ