Ольха вместо нефти
В Минске обсудили перспективы древесной энергетикиК 2020 г. объем заготовки древесного топлива в Беларуси достигнет 11 млн. м3, из которых 60% составит потребление ТЭЦ. Это позволит заместить 1,5 млн. т у.т. импортируемого углеводородного сырья. Таковы планы Минлесхоза по укреплению энергетической безопасности страны, озвученные на международном семинаре «Лесохозяйственная политика по развитию древесной энергетики».
Использование лесных ресурсов в энергетических целях становится все более актуальным, сообщил участникам Хуберт Инхайзер, консультант ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН). Согласно ее очередному докладу, мировой объем вывозки древесины ежегодно составляет 3,4 млрд. м3 (0,7% от всего древостоя), из которого примерно половина идет на топливо. Поскольку незаконно вывезенная древесина, особенно топливная, не регистрируется, то ее фактический объем, несомненно, выше, подчеркивается в исследовании.
Лес обеспечивает около 7% первичных источников энергии в мире. Многие страны, в т.ч. Евросоюза, видят в нем альтернативу углеводородному сырью. Поэтому растет спрос на древесину и особенно на древесные гранулы, используемые вместо нефтепродуктов в маломощных системах отопления и производства электроэнергии. Наиболее активно она потребляется в Швеции, Нидерландах, Дании, Бельгии, Германии. Кроме того, в ЕС в ближайшие годы ожидается освоение в коммерческом масштабе технологии производства жидкого биотоплива из древесины.
Еще более важную роль древесное топливо имеет для развивающихся стран, где потребляется 77% всего мирового предложения, а его доля в первичных источниках энергии достигает 15%, отметил в своем докладе профессор Белградского госуниверситета (Сербия) Бранко Главонич.
Все это оказывает влияние на лесохозяйственную политику правительств. Во многих странах появляются так называемые энергетические леса: плантации быстрорастущих деревьев и кустарников, выращиваемых специально для сжигания. В южных регионах это эвкалипт и акация, в умеренных широтах — тополь, ива, ясень, ольха.
Последняя привлекла внимание и наших лесоводов. Они собираются использовать ее в качестве системообразующей породы белорусских энергетических лесов, рассказал на семинаре начальник управления лесного хозяйства Минлесхоза Валентин Шатравко. По его словам, эта порода в нашей стране пока не нашла делового применения, в то время как ресурс по ее заготовке составляет не менее 1 млн. м3 в год. В Беларуси уже отрабатываются технологии ее производства, изучается посадочный материал. Пока, правда, на площади всего в 400 га, но в дальнейшем они увеличатся.
Впрочем, этим направлением лесохозяйственная политика, ориентированная на развитие в нашей стране «зеленой энергетики», не ограничивается. Белорусские леса играют важную роль в обеспечении энергетической независимости страны, заявил на семинаре первый заместитель министра лесного хозяйства Николай Крук. По его словам, древесина должна уменьшить степень зависимости от импортируемых нефти и газа. Министерство озабочено сегодня вовлечением в топливный баланс дров и древесных отходов, созданием развитой инфраструктуры по их заготовке и транспортировке к потребителям, включая ТЭЦ.
В Беларуси сегодня изготовлением топливной щепы заняты 33 производства суммарной мощностью 511 тыс. т в год. К 2015 г. отраслевой программой развития их число вырастет в 2 раза — более чем до 1 млн. т щепы.
Еще один перспективный вид древесного топлива — пеллеты. К двум действующим в организациях Минлесхоза производствам по их изготовлению прибавятся 5 новых, что даст возможность к концу пятилетки нарастить годовой выпуск до 20 тыс. т.
Впрочем, пока 90% топливной древесины — это обычные дрова. В 2009 г. их было заготовлено 5,6 млн. м3. По данным Минлесхоза, наблюдается тенденция снижения потребления дров населением, в то время как использование их организациями ЖКХ, Минсельхозпрода, Минэнерго, наоборот, растет.
В целом же на отечественном рынке древесного топлива большого оживления не наблюдается. Довольно низок, например, спрос на щепу, из-за чего около 60% мощностей по ее производству фактически не востребованы. Поэтому сейчас ищут пути продвижения щепы на зарубежные рынки, сообщил «ЭГ» В.Шатравко. Правда, из-за высоких затрат по транспортировке перспективы экспорта остаются под вопросом.
Иван МИХАЛЕВИЧ