$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Октябрьский форум: для верующих и неверующих

11.11.2016

Все экономические конференции, проходящие в Беларуси в последнее время, имеют общие черты. Представители международных организаций и независимые специалисты пытаются объяснить властям необходимость быстрых и глубоких изменений в экономике. В ответ представители правительства уверяют, что все необходимое делается, а более радикальные меры не нужны или преждевременны. При этом немалая часть наблюдающей за дискуссией аудитории умом признает правоту первых, но сердцем верит, что вторым удастся спасти положение своими рецептами. Эти тенденции ярко продемонстрировал IV «Кастрычнiцкi эканамiчны форум «Экономика Беларуси: Реформы для вовлекающего роста», прошедший в Минске на прошлой неделе.

Весь год, прошедший после предыдущего форума, велись разговоры о реформах. При этом чем яснее бизнес видит, что рецессия затягивается, тем упорнее власти пытаются ограничиться косметическими мерами, не затрагивающими основу  имеющейся социально-экономической модели. «Эффективность решений, принимаемых экономическими властями страны, определяется выбором в пользу наименьшего негативного влияния в моменте, или выбором в пользу экономического развития в будущем», – объяснил позицию правительства заместитель главы Администрации Президента РБ Николай Снопков. Этот витиеватый тезис несколько дезориентировал публику, что стало особенно заметно по мере представления анализа «момента» зарубежными гостями.

СО ВРЕМЕНИ восстановления независимости Беларуси международные финансовые институты говорят белорусским властям, что для роста и процветания стране нужны быстрые и комплексные реформы. В значительной степени эти советы были проигнорированы, и сейчас Беларусь не только отстала по всем показателям рыночной трансформации, но и утратила былые темпы роста, которые позволяли в 2000–2008 гг. игнорировать мнение зарубежных советчиков. Но уверенность в устойчивости «уникального рыночного социализма» сыграла с властями злую шутку. Страна пострадала от глобального кризиса 2008–2009 гг., а затем от последовавших кризисов платежного баланса в 2011 и 2014 гг. С 2008 г. рост стал посредственным, невзирая на попытки мобилизации внутренних ресурсов и увеличения производительности административными указаниями.

Эксперты МВФ и ВБ в очередной раз напомнили, что единственный выход – это реформы, о необходимости которых они твердили почти 20 лет. Но убедить многих высокопоставленных чиновников не удается даже цифрами спада основных макроэкономических показателей. Это не мешает им претендовать на финансовую помощь МВФ, надеяться, что она будет получена на своих условиях, и планировать будущие достижения. Так, первый заместитель министра экономики Александр Заборовский в очередной раз объяснил, что прогноз роста в 2017 г. исходит из предположения восстановления экономик стран – основных партнеров, возобновления внешнего спроса. Среди внутренних факторов замминистра назвал активизацию инвестиций за счет создания индустриальных площадок, реализации заключенных инвестдоговоров, снижения ставок кредитования и помощи международных финансовых институтов. Меньше надежды на потребительский спрос, но власти считают, что он хотя бы стабилизируется на текущем уровне. Консервативный сценарий, положенный в основу бюджетной политики, должен позволить избежать негативных шоков.

Такой подход не убеждает зарубежных гостей. До начала реформ Беларуси нужна диагностика причин, а не симптомов экономических проблем, заявил глава представительства Всемирного банка в Беларуси Ян Чул Ким. Он напомнил, рецессия в республике продолжается, несмотря на успехи в стабилизации валютного курса, поддержании золотовалютных резервов. Уровень бедности в Беларуси остается самым низким в регионе, но доходы населения падают и, как следствие, снижаются потребление и сбережение. Они уже не являются надежным источником роста. Сохраняются и макроэкономические риски. Бюджетная консолидация привела к сокращению инвестиций.

СТРУКТУРНЫЕ реформы должны обеспечить более рациональное расходование ресурсов для обеспечения устойчивого экономического роста, увеличения доходов и накопления благосостояния, наращивания среднего класса, усилить способность экономики адаптироваться к шокам и участвовать в технологическом прогрессе, считают в ВБ.

Г-н Ким призвал внимательно оценивать симптомы кризиса, в т.ч. размер и причины искажения и дисбалансoв, волатильности, которая лежит в основе снижения доверия инвесторов. Пo его мнению, приватизация в идеале необходима, но она может быть постепенной. Для начала нужно передать в частные руки неиспользуемые активы. А вот практику использования административных способов восстановления спроса, в т.ч. с помощью лизинга и «многоходовок» с финансированием, в ВБ считают порочной. Не поможет и создание вертикальных пирамид – холдингов и концернов, негибких и имеющих тенденцию к банкротству. Возможно, в Беларуси придется провести реструктуризацию подобных структур, заменив их более самостоятельными и жизнеспособными предприятиями.

В республике признаков восстановления пока нет, это обусловлено резким падением внутреннего спроса, считает старший постоянный представитель региона Центральной и Восточной Европы МВФ Бас Баккер. Спрос можно удовлетворить либо импортом, либо внутренним предложением. Но мы видим падение внутреннего спроса и снижение импорта. В следующем году Беларусь окажется единственной страной, остающейся в рецессии, заметил г-н Баккер. 

Часть нынешних проблем Беларуси кроется в переинвестировании в прошлом. Сегодня источники роста нужно искать в повышении продуктивности, полагает старший научный сотрудник Центра социально-экономических исследований CASE Марек Домбровский. Поэтому теперь пакет реформ должен быть комплексным: приватизация, реформа госуправления, создание независимого суда, земельная реформа, вступление в ВТО. В среднесрочной перспективе мы должны серьезно думать о внутренних источниках, которые будут компенсировать внешние условия.

БЕЛАРУСЬ – трудный случай для международных финансовых институтов, признал старший научный сотрудник Центра социально-экономических исследований CASE Марк Аллен. Они с момента обретения независимости страной говорили, что путь к ее процветанию – это реформы. Но эти советы игнорировались, и Беларусь отставала по всем показателям с точки зрения переходного периода. Административное вмешательство в экономику остается распространенным, Беларусь избежала резкого падения уровня жизни – не без помощи ВБ, ЕБРР, МВФ, которые стали дополнительным источником инвестиций, покрывали дефициты платежного баланса. Однако часть выдвинутых условий выделения денег власти республики не выполнили. Каждый раз удавалось обходиться мобилизацией внутренних ресурсов, которая эффективна в странах с административно-командной экономикой, но лишь на время.

В 2009 г. страна столкнулась с глобальным кризисом, затем с кризисом платежного баланса. Темпы роста снизились, а ресурсы, которые можно было бы мобилизовать, стали таять. Сегодня многим кажется, что прежняя модель роста выдохлась. Не приходится особо рассчитывать на помощь России, у которой сейчас свои трудности.

СКРЫВАТЬ масштаб кризиса помогает методика подсчета показателей. Так, если официально регистрируемая безработица составляет всего 0,9–1% экономически активного населения, то ее реальный уровень, как признал первый заместитель министра финансов Максим Ермолович, составляет 5–6%. В придачу есть еще избыточная занятость на госпредприятиях, которая сейчас составляет около 5,7%. Такое состояние на рынке труда требует от правительства и бизнеса определенных решений, в т.ч. непопулярных. Есть определенные «точечные меры» – в основном неполная занятость и замораживание зарплат, что влечет сокращение реальных доходов населения. Однако насколько хватит терпения населения? Очевидно, что ни малый бизнес, ни теневой рынок не в состоянии поглотить избыточную рабочую силу. И если власти не желают проводить реформы, боясь роста социальной напряженности, то он все равно неизбежно появится, если ничего существенно не менять.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ финансовые институты уверяют, что для возобновления роста в Беларуси необходимо устойчивое увеличение производительности труда. Это требует инвестиций в передовые технологии, разработки плана для повышения продуктивности. На первый взгляд, инвесторам было бы выгоднее вкладывать капитал в проекты «гринфилд», а не в госпредприятия, в т.ч. в случае их приватизации. Но на самом деле эта возможность ограничена. Хотя подобные успешные инвестиции в Беларуси случались, они до сих пор носят единичный характер, а их объем относительно невелик. Госсектор занимает в республике слишком много места, чтобы частники могли развиваться рядом с ним.

По мнению М. Аллена, главными факторами успешности должны быть отсутствие страха понести убытки и заинтересованность в росте производительности. Приватизация крупных предприятий и коммерциализация земли необходимы как гарантия необратимости перемен.

Если приватизация крупных предприятий исключается и правительство в этом не заинтересовано, то нужна хотя бы надежная юридическая защита для компаний, вовлеченных в приватизационные схемы. В свою очередь, малым и средним предприятиям может помочь устранение барьеров, в т.ч. в вопросах трудовых отношений, полагают зарубежные эксперты.

ВПРОЧЕМ, необходимость кардинальных преобразований далеко не очевидна для руководителей крупнейших предприятий страны. Их позицию обозначил генеральный директор ОАО «Белшина» Алексей Яковлев. По его мнению, быть предприятиям государственными или частными – это выбор конкретного правительства, страны и исторической ситуации. К тому же в вопросах реформирования необходим индивидуальный подход. Мы сталкиваемся с необходимостью реформирования не понаслышке, а на практике, заверил руководитель «Белшины»: стрессовая ситуация заставила всех думать по-новому. Но, по его мнению, переходный период – не самый подходящий для реформ. Нужна стабильность ситуации, чтобы приступить к реформам. В частности, при реформировании госпредприятий нужен более глубокий анализ, а не основанный на общих подходах, полагает гендиректор «Белшины». Так, градообразующие предприятия создают определенный уровень социальной стабильности в своем регионе.

Гораздо важнее сегодня решить текущие проблемы, считает гендиректор, и прежде всего связанные с нехваткой оборотных средств. Требуется схема обеспечения доступа предприятий к «длинным дешевым деньгам», особенно для экспортеров, которые одновременно вынуждены приобретать все сырье за рубежом.

По словам А. Яковлева, сегодня в белорусской промышленности регулирование цен неактуально. Все действуют самостоятельно, но не знают, как правильно действовать, адаптироваться к новой реальности, нет понимания реформ.

По-видимому, вина за такое непонимание лежит на экономистах и СМИ, которые до сих пор не смогли внятно объяснить руководителям предприятий, что такое реформы, зачем они нужны и почему частные проблемы, в т. ч. с финансированием, без них не решаются.

Оксана КУЗНЕЦОВА,

Леонид ФРИДКИН