Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Охота на "прачечные"

Доля нелегальных операций на финансовом рынке в разных странах сегодня колеблется от 12 до 62% (в Беларуси она находится на среднемировом уровне). Чтобы без опасений пользоваться "грязными" деньгами и снова ввести их в оборот, преступники не могут обойтись без легализации, которая тщательно готовится и обычно осуществляется на территории нескольких стран...
Доля нелегальных операций на финансовом рынке в разных странах сегодня колеблется от 12 до 62% (в Беларуси она находится на среднемировом уровне). Чтобы без опасений пользоваться "грязными" деньгами и снова ввести их в оборот, преступники не могут обойтись без легализации, которая тщательно готовится и обычно осуществляется на территории нескольких стран. Поэтому для успешной борьбы с "отмыванием" важно как наличие собственных структур, профессионально занимающихся проблемой, так и сотрудничество в этой сфере с другими государствами. Как решаются эти вопросы в нашей стране рассказывает начальник следственного управления департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Геннадий ГАПОНЕНКО.

Принято считать, что сам термин "отмывание" денег появился в 20-х годах прошлого века в США с подачи Аль Капоне -- крестного отца чикагской мафии, которая по несложной схеме легализовывала криминальную прибыль с помощью сети автоматических прачечных. Доход от этого законного вида деятельности смешивался с "грязными" деньгами и декларировался как полученный легальным путем.

По оценкам экспертов Международной группы по борьбе с отмыванием денег (FАТF), созданной в 1989г., каждый год в мире отмывается от 500 млрд. USD (ежегодный объем экономики Испании) до 1,5 трлн. USD.

В отличие от ряда развитых стран, где наибольшую опасность представляют "грязные" доходы, полученные от незаконной торговли оружием и наркотиками, нам гораздо больше угрожают т.н. "серые" деньги. Анализ следственно-судебной практики показывает, что основными правонарушениями, доходы от которых легализуются, являются злоупотребления при приватизации и акционировании, злоупотребление должностными полномочиями, взяточничество, хищение, контрабанда, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, незаконная предпринимательская и банковская деятельность и т.д.

Для выявления подобных преступлений обращается внимание на внешние проявления легализации:

-- занижение в документах фактической стоимости приобретенного имущества (осуществляется по сговору с продавцом),

-- приобретение за границей предприятия, фиктивным собственником которого является иностранный гражданин, -- покупка недвижимости по якобы низкой цене с последующей продажей по якобы высокой,

-- оформление незаконных доходов в качестве прибыли от законной деятельности предприятия, которое часто создается только для этих целей и др.

Одним из способов выявления фактов легализации является анализ специальных формуляров, которые заполняют лица, осуществляющие финансовые операции. В соответствии с Законом РБ "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем" от 19 июля 2000г., особому контролю подлежат финансовые операции, сумма которых равна или превышает 2000 базовых величин для физических лиц либо 20000 БВ для иных субъектов права, или же несколько более мелких операций, совершаемых в течение одного месяца и в совокупности составляющие указанные суммы.

Уголовная ответственность за легализацию преступных доходов в нашей стране была введена в 1997 году. Действующая сегодня ст.235 УК 1999г. предусматривает за это преступление наказание от штрафа до лишения свободы на срок до 10 лет с конфискацией имущества. По этой статье следственным подразделением ДФР Комитета госконтроля в 2003г. было возбуждено 4 уголовных дела (столько же дел было возбуждено в 2002г., и только два в 2001г.).

Поскольку в Беларуси относительно недавно была введена статья по легализации материальных ценностей, приобретенных преступным путем, для нас важна консультационная помощь, которую оказывают другие государства. Так, осенью прошлого года состоялась встреча с представителями Управления ООН по наркотикам и преступности и представителями программы Европейского Союза и ПРООН "БУМАД" (Борьба с незаконным оборотом и торговлей наркотиками в Беларуси, Украине и Молдове). Представители ООН пообещали содействие в борьбе с легализацией преступных доходов в Беларуси, а также в развитии департамента финансового мониторинга КГК, который был создан Указом Президента от 2003-09-14г. N 408.

Консультационную помощь по решению организационных вопросов становления ДФМ нам оказывает также российский Комитет по финансовому мониторингу. Кроме того, РФ ходатайствовала о внесении кандидатуры РБ для вступления в Эгмонтскую группу. Эта организация, в которую входит около 70 стран, была создана в 1995г. для повышения эффективности работы национальных органов по борьбе с отмыванием доходов и их взаимодействия в обмене оперативной финансовой информацией, совершенствовании квалификации сотрудников и применении новейших технологий. По оценкам зарубежных специалистов, эффективность деятельности данного объединения в части обмена информацией превосходит Интерпол.

В соответствии со ст.7 Закона " О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем", КГК наделен правом контроля за порядком осуществления финансовых операций. В адрес комитета поступает большой объем информации из Межбанковского расчетного центра и других источников. Кроме того, Комитет госконтроля проводит плановые и внеплановые проверки по финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий и коммерческих структур. Для достижения лучшего результата проверяющим оказывают помощь оперативные сотрудники департамента финансовых расследований. И если в ходе проверки что-то выявляется, то сразу подключаются другие службы, что дает возможность отслеживать незаконные действия "по горячим следам", когда преступление еще только зарождается. А для следствия это очень важно, потому что намного труднее работать, когда материал дела уже официально прошел все инстанции, и при этом нарушений установлено не было.

Созданный в минувшем году департамент финансового мониторинга КГК выполняет следующие задачи: сбор, обработку и анализ информации о финансовых операциях, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РБ; создание единой интегрированной системы учета этой информации; направление наработанных материалов правоохранительным органам в соответствии с их компетенцией; осуществление в соответствии с международными договорами РБ информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных незаконным путем, и представление РБ в международных организациях по борьбе с легализацией.

С учетом опыта Комитета РФ по финансовому мониторингу следует предположить определенную длительность процесса становления ДФМ в Беларуси. В связи с этим работа департамента будет организовываться поэтапно (по мере разработки и принятия необходимых для деятельности органа отдельных нормативно-правовых актов, формирования материально-технической базы и информационного обеспечения, укомплектования профессиональным кадровым составом).

Наличие органа финансового мониторинга в Беларуси и его участие в противодействии легализации криминальных, в том числе финансирующих терроризм, капиталов даст возможность обмениваться на международном уровне информацией по данной проблеме, будет способствовать формированию положительного имиджа страны.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений