$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ОХОТА НА МОНОПОЛИСТА

07.09.2010

Успех реализации масштабной и дорогостоящей программы развития энергетики в Беларуси (см. «ЭГ» № 65 за 24 августа, с.1, 2) во многом зависит от того, удастся ли хотя бы частично найти альтернативу поставкам энергоносителей из России и затормозить рост цен на них. Однако у россиян другие планы. На первый взгляд, аргументов в споре с российскими монополиями не так уж много. Правда, при желании их можно найти — как это делают другие европейские страны.

Как заявил в ходе телефонной конференции зампредседателя правления «Газпрома» Андрей Круглов, «говоря о ценовой конъюнктуре, можно говорить, что правительство следует утвержденному плану повышения тарифов на газ. И мы полагаем, что стабильный рост цен на газ продолжится», — сказал он. В странах бывшего СССР объемы продаж за 7 месяцев 2010 г. выросли на 40%. «В 2010 г. продолжается переход на рыночное ценообразование с Беларусью, Молдовой и Арменией. Поэтому мы ожидаем роста цен на газ в данном регионе», — сказал А.Круглов. Он также напомнил, что концерн ожидает окончательного перехода на рыночное ценообразование с этими странами в 2011 г. В то же время, по его словам, учитывая сложную ситуацию на рынке, текущий прогноз «Газпрома» предполагает среднюю цену продаж газа в Европе в 2010 г. около 308 USD за тыс. м3.

Как известно, 31 декабря истекает срок контракта с «Газпромом», который предусматривал поставки в нашу страну определенного объема российского газа по ценам, рассчитываемым поквартально по формуле, привязанной к мировым ценам на нефть. Вполне возможно, что подобные условия будут предложены и с нового года. Ведь пока снижение потребления газа и диверсификация его закупок не стали реальностью, Россия остается для нас главным поставщиком углеводородного сырья.

Тем временем европейские потребители, такие как E.On Ruhrgas и GDF Suez пытаются кардинально изменить формулу цены в контрактах на закупку газа, в т.ч. из России. В частности, предлагается до 40% поставок привязать по цене не к стоимости корзины нефтепродуктов, а к более низким спотовым котировкам, т.е. по текущим рыночным ценам, по которым в определенное время продается реальный товар с расчетом в течение нескольких дней.

Подвижки здесь уже есть: к примеру, с начала года E.On уже получает 15% контрактного объема газа (около 14 млрд. м3) по спотовым ценам до конца 2012 г., а норвежская Statoil предлагает до 25% спотовой составляющей в контракте. Кроме того, компании стран ЕС не хотят выкупать у «Газпрома» в 2013–2015 гг. не выбранные к этому времени объемы газа в соответствии с ранее достигнутой договоренностью.

В свою очередь, Европейская комиссия пытается консолидировать усилия стран ЕС для отмены часто включаемого в долгосрочные контракты так называемого «территориального условия», также известного как «условие «Газпрома», которое не позволяет странам-импортерам перепродавать излишки купленного российского газа соседям. По мнению Еврокомиссии, это фактически является дискриминацией европейских компаний, отрицательно сказывается на конкуренции и интересах потребителей. «Условие «Газпрома» нарушает правила единого европейского рынка и позволяет российскому монополисту устанавливать для разных стран ЕС различные цены, используя стратегию «разделяй и властвуй». Поэтому 14 июля Еврокомиссия предложила Польше в 2-месячный срок предоставить доступ к газопроводу «Ямал-Европа» третьим сторонам и позволить газу идти в обоих направлениях, в т.ч. из Германии в Польшу. С точки зрения Еврокомиссии, Польша также могла бы расширять сеть промежуточных газопроводов, объединяющих ее газовый рынок с европейским, чтобы укрепить безопасность поставок. Заметим, что если этого удастся достичь, то дополнительные шансы на диверсификацию поставок могут появиться и у Беларуси.

Однако в «Газпроме» пока заявляют, что не видят юридических оснований для столь серьезного пересмотра контрактов. Его менеджеры полагают, что это возможно лишь при значительных изменениях на рынке. Однако европейцы уверены, что время пришло. Так, глава E.On Ruhrgas Клаус Шеффер на конференции в Ставангере (Норвегия) недавно заявил, что профицит предложения газа в Европе и падение цен на спотовых рынках требуют большей гибкости в закупках и актуализации долгосрочных контрактов. По его мнению, чтобы такие контракты были жизнеспособны в будущем, в них следует предусматривать механизмы, которые позволят гибко реагировать на соответствующую рыночную ситуацию. Наверно, такая гибкость устроила бы и Беларусь.

Так, стоимость спотового газа в Бельгии составляет сейчас около 243 USD за 1 тыс. м3, тогда как контрактная цена — примерно 305 USD (с учетом спотовой составляющей). Европейцы рассчитывают на дальнейшее снижение спотовых цен благодаря наращиванию мощностей по производству газа в Катаре и США. А потому крупнейшие потребители Западной Европы, стран Балтии и Украина требуют от «Газпрома» изменить формулу цены. Так, недавно украинский премьер Николай Азаров заявил, что «мы ставим целью пересмотреть крайне невыгодную формулу на газ с Россией и настойчиво будем просить наших российских коллег это сделать».

В Эстонии и Литве от просьб перешли к другим методам. Там подготовлены законопроекты о разделении на транспортную и торговую составляющую национальных газовых компаний Eesti Gaas и Lietuvos dujos, в которых «Газпрому» принадлежит соответственно 37% и 37,1% акций, а E.On Ruhrgas — 33,66% и 38,9%. Такое разделение энергоконцернов по видам деятельности оговаривает принятый в 2009 г. Третий энергопакет Евросоюза. Но, по мнению аналитиков, главным для Эстонии и Литвы является стремление добиться снижения цен на российский газ, которые для стран Балтии даже выше, чем для остальных стран ЕС.

Проигнорировать эти требования у россиян вряд ли получится. Правда, для начала они попытались расколоть ряды своих контрагентов, обещая, к примеру, украинцам газ по внутрироссийским ценам в обмен на поглощение «Нафтогаза» — национального газотранспортного оператора «Газпромом». Возможно, новые власти Украины, уже получив в этом году снижение цен на газ в обмен на долгосрочную аренду базы для Черноморского флота, соблазнились бы таким предложением. Но, как известно, в 2014 г. Россия намерена перевести свое население на равнодоходные европейские цены, а, стало быть, льготные поставки всем соседям уйдут в прошлое. К тому же пример Беларуси показывает, что сдача половины «трубы» низких цен не гарантирует. Трудно сказать, как далеко зайдут требования «большого брата» в области политической и экономической лояльности.

Таким образом, «Газпрому» в ближайшем будущем придется защищать свои монопольные цены на всех европейских фронтах. Не станет, вероятно, исключением и белорусский.

Вадим ЛЕБЕДЕВ