$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ОХОТА НА ГИДРУ

21.01.2011

Минэкономики и бизнес-союзы приступили к формированию проекта плана мероприятий по реализации Директивы № 4 и призвали предпринимателей активно включаться в этот процесс. Соответствующее обращение к представителям бизнеса, в частности, сделал замминистра экономики Андрей Тур в ходе 66-го Республиканского клуба директоров, организованного Бизнес-союзом предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского.

А.Тур напомнил, что в соответствии с Директивой представление предложений — это обязанность не только чиновников, но и предпринимательского сообщества. По оценке замминистра, прежняя подготовка нормативных актов в рамках заявленной либерализации условий экономической деятельности силами исключительно госструктур порой приводила к обратным результатам. Вместо одного устраненного барьера возникали 3–4 новых, что, по образному выражению замминистра, напоминало «борьбу со сказочной гидрой». В частности, речь идет о замене лицензирования некоторых видов деятельности другими формами контроля за участниками рынка вроде обязательного включения в реестры. А.Тур призвал бизнесменов не отстраняться от подготовки предложений по Директиве, сообщая об «узких местах» действующего законодательства. «Зная своих коллег-бюрократов, могу только представить, к чему это приведет, если данный процесс будет пущен на самотек», — заключил он.

Аккумулированием предложений бизнеса займется рабочая группа, созданная при Минэкономики. В нее помимо работников данного ведомства вошли представители БСПН им. М.Кунявского, Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, Белорусской научно-промышленной ассоциации, работники банковского сектора, юридических, консалтинговых компаний и др. Возглавил группу председатель РОО «БНПА» Александр Швец.

В ходе недавнего брифинга А.Швец заявил: общаясь с бизнесменами, видит, что «некоторые хорошо знают Директиву, а некоторые еще слабо ею интересуются». Вместе с тем руководитель рабочей группы обозначил ряд позиций ее участников. Так, для выполнения нормы Директивы о развитии конкуренции сформулировано предложение по созданию нового антимонопольного органа, обладающего независимыми от местных органов власти подразделениями в областях. Кроме того, по словам А.Швеца, участники группы считают целесообразным провести налоговые реформы, предусмотренные Директивой, не дожидаясь начала нового финансового года, т.е. до 1 января 2012 г. Есть также предложения по приведению мер административной ответственности бизнесменов в соответствие с серьезностью правонарушений, по совершенствованию механизмов финансирования центров поддержки предпринимательства и бизнес-инкубаторов, вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого госимущества и т.п. В то же время А.Швец не назвал каких-то возможных сроков по проведению реформ, сославшись на то, что данное решение находится в компетенции правительства.

Не очень информативной оказалась и последовавшая затем пресс-конференция А.Тура, в ходе которой замминистра сообщил о планах законодательно закрепить механизм отчуждения за одну базовую величину объектов недвижимости, которые не используются более двух лет, и объектов незавершенного строительства. Для их учета будет создана единая электронная информационная база со свободным доступом к ней через Интернет. На несколько лет обещают растянуть перераспределение пенсионных отчислений между нанимателем и работником. При этом как изменится пропорция, представитель министерства уточнять не стал. А вот идею появления новых антимонопольных органов Минэкономики, похоже, не поддерживает, намереваясь ограничиться ныне существующими структурами.

Напомним, согласно Директиве № 4 план мероприятий по реализации ее положений должен быть разработан и утвержден в течение 3 месяцев. При этом, по словам замминистра, проект плана Минэкономики готово внести в правительство до 1 февраля — т.е. в сроки чиновники обещают уложиться. Интересно, что некоторые нормативные акты, направленные на воплощение в жизнь требований Директивы, уже появляются — без всякого плана.

Важен, впрочем, не формальный перечень действий и даже не темп их реализации, а конечный эффект. Удастся ли в процессе выполнения Директивы создать условия для перехода от экономики спроса к экономике предложения? О необходимости такого перехода все чаще говорят экономисты. Старая модель роста, опирающаяся на благоприятную внешнюю конъюнктуру и стимулирование внутреннего спроса посредством опережающего роста зарплат и господдержки, практически исчерпала свои резервы. Дальнейшее движение по этому пути чревато, как минимум, ускорением инфляции и девальвации. Готово ли государство отказаться от роли важнейшего источника спроса в экономике и умерить свои социальные обязательства ради структурных преобразований, повышающих устойчивость экономической модели перед глобальными вызовами? Увы, ни текст Директивы, ни готовящиеся в ее развитие планы не дают четких ответов на эти вопросы.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях