$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ОГРАНИЧИМ РЕГЛАМЕНТЫ-©

28.11.2014

Мы находимся на начальном этапе формирования рынка медицинских услуг и необходимо создавать справедливые условия их обращения. Только тогда реально начнет развиваться состязательность хозяйствующих субъектов, считает директор стоматологической клиники ООО «Малюс» Василий ШУТОВ.

— Василий Никитович, как складывается сегодня конкурентная среда на рынке медицинских услуг?

— Здесь важно как наличие субъектов конкуренции, так и равных условий хозяйствования. Сейчас на рынке платных услуг почти 90% занимают государственные стоматологические учреждения — поликлиники, отделения и кабинеты. При этом медуслуги предлагают не отдельные госпредприятия (их нельзя назвать самостоятельными по разным причинам — это касается финансирования, кадровой сферы, территориального зонирования, ценообразования и пр.), а единый государственный сектор, подчиненный Министерству здравоохранения. Думаю, такой госсектор не может рассматриваться как субъект рынка стоматологических услуг. Государственные учреждения, оказывающие бесплатные стоматологические услуги, должны функционировать отдельно от государственных предприятий, предоставляющих платные услуги.

В Законе «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» конкуренция определена как состязательность хозяйствующих субъектов. Но о какой состязательности можно говорить, когда у государственных и частных предприятий разные условия хозяйствования: наличие или отсутствие арендной платы, размер коммунальных платежей и др. Надо чтобы не отдельные подразделения поликлиник, а сами предприятия были самостоятельными и самоокупаемыми, тогда и будет конкурентная среда. А если ее нет, то надо создавать, чтобы все субъекты, оказывающие медицинские услуги, были в равных условиях. Мировой опыт говорит, что регулировать рынок нужно, когда на нем наблюдается переизбыток, чтобы балансировать спрос с предложением. Например, в Германии на некоторых территориях (землях) государство регулирует предложение. Если стоматолог хочет там открыть фирму, а лимит исчерпан, то его не регистрируют. Только когда кто-то уходит с рынка, можно занять освободившееся место. То есть число участников рынка отрегулировано, но практически вся стоматология частная.

У нас же есть различия в условиях деятельности частных и государственных предприятий. Частное предприятие несет всю полноту ответственности, за ошибку ему придется заплатить своими деньгами. А кто отвечает за ошибку на госпредприятии? Можно оштрафовать лишь руководителя. Частный бизнес, особенно семейный, подвержен куда большим рискам. Здесь директор и учредитель (это часто одно и то же лицо) несут все виды ответственности — административной, материальной и уголовной. Разумеется, частники более всего заинтересованы в стабильности и развитии, т.к. в случае неудачи могут потерять все. Как же строить взаимоотношения? В основе должна лежать человеческая логика — вести дела по совести.

При добросовестной конкуренции контроль находится внутри человека, а не снаружи. В процессе нормотворчества законодатели пытаются упорядочить систему, определить порядок действий, поощрения и наказания. При этом чиновник менее всего заинтересован в том, чтобы, поставив свою подпись, отвечать за принятые решения. В результате возникает распыление ответственности: многочисленные заместители руководителя, обезличенные согласования и должностные инструкции, за что в конце концов «платит» исполнитель. Мы в своей фирме это тоже прошли. Оказалось, что рядовые работники не в состоянии понять, например, регламентируемое свыше положение о премировании. Поэтому они приходят к простой логике: определяем, что такое хорошо и что такое плохо, а на этой основе все рассчитывается быстро и понятно. То есть если не брать в основу моральные нормы, то их место занимает беспредельная регламентация, которая только увеличивает затраты, а следовательно, цену продукции и услуг. Добавим сюда бесконечный круговорот согласования документов и получения разрешений. К примеру, мы отправили собственнику помещения документ на согласование ремонта, а в ответ получили предложение пройти согласование еще в одной инстанции — архитектора района.

— Как, по-вашему, следует изменить подходы в ценообразовании на рынке медуслуг?

— Государство регулирует медицинские услуги трижды: через нормы времени, предельные тарифы, предельный уровень рентабельности. Спрашивается: зачем все это? Может быть, достаточно одного показателя? Расчеты говорят о том, что все, что регулируется, становится убыточным. Неужели в этом состоит цель регулирования? Мне возражают: у вас не регулируются терапевтические, хирургические виды услуг и вы можете покрывать убытки одних за счет других. Но следуя такой логике, мы должны повышать стоимость терапевтических и хирургических услуг, чтобы покрыть убытки от ортопедических. Получается, что пациент, который лечит и удаляет зубы, должен оплачивать убытки от протезирования — какая в этом логика и справедливость? Является ли это вмешательством в хозяйственную деятельность предприятия? На рынке уже существует конкурентная среда, нет монополистов, как и нет избытка пациентов — в клиниках запись ведется в лучшем случае на одну неделю.

Стабильный поток клиентов дает привлекательная цена на услуги, поэтому надо снижать издержки, чтобы цена была ниже. Каким путем идти? Жизнь подсказывает, что снижать себестоимость можно, только уменьшая количество регламентаций, отказываясь от убыточных видов деятельности. Нужно определить более объективные критерии для оценки эффективности работы предприятия. Если есть конкурентная среда, то она уже регулирует цены: если они выше рыночных — к тебе не пойдут люди. Любая регламентация — это увеличение издержек. Если хотим, чтобы стоимость услуги была низкой, то нужно снижать издержки в конкурентной среде. Если же речь идет о монополии, тогда понятно — монополистов нужно сдерживать, чтобы они не получали сверхприбыль. Окупаемость в медицине и, в частности, в стоматологии — больше 10 лет, поэтому в эту сферу не рвутся инвесторы.

— Реализуемые Минздравом формы регулирования рынка медицинских услуг менеджеры медучреждений называют фактором, сдерживающим развитие. В чем здесь дело?

— Надо понимать, что различные регламенты и нормы являются не только экономическими. Хороший пример — постановление Минздрава от 28.10.2013 № 107 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям здравоохранения, оказанию медицинских услуг». Такой документ должен быть, но все ли в нем учтено? Наше предприятие занимается терапевтической, ортопедической деятельностью, зуботехническими работами, при этом последние оказываются по другому адресу, в отдельной комнате площадью около 35 м2: основное помещение, гипсовочное, выделено зонирование. Лаборатория выполняет работы и не ведет прием пациентов. Но постановлением № 107 регламентирован минимальный набор помещений для организаций здравоохранения: вестибюль, комната приема, комната для персонала, туалет, склад и стерилизационная. Поскольку в зуботехнической лаборатории нет и быть не может приема пациентов, то там нет вестибюля, комнаты приема, стерилизационной — они попросту не нужны. Но это значит, что мы не соответствуем требованиям и должны зуботехническую лабораторию закрыть.

Мы не уверены в завтрашнем дне, хотя инвестировали в лабораторию немалые деньги, создали рабочие места. А что нас ждет завтра? Поэтому считаю, что важно, чтобы документы, которые готовят чиновники, учитывали интересы малого бизнеса. Все требования: к наличию вестибюля, склада, туалета — увеличивают издержки на содержание (аренду) помещений. Весь «склад» малого предприятия уместится в одном шкафу. Получается, что дополнительной регламентацией увеличивается себестоимость. Будут ли услуги и продукция конкурентными в этом случае?

Кстати, все перечисленные санитарные требования распространяются и на стоматологов — индивидуальных предпринимателей. И это одна из причин, по которым их число будет сокращаться. Проблемой такие требования являются и для действующих предприятий — ведь им нужно искать дополнительные помещения. А где их взять, если в арендованном или, что еще хуже, построенном за свои деньги здании их нет? К тому же лишние площади надо содержать, а это — новые расходы. Может ли индивидуальный предприниматель стерилизовать свои инструменты не в отдельной комнате, а в общей, где идет прием после окончания приема пациентов? Логика подсказывает — да, ведь это удобно. Это лишь часть проблем, с которыми приходится сталкиваться.

— Какие стимулы со стороны рынка страховой медицины способны ускорить развитие рынка медуслуг в нашей стране?

— Эта тема давно дискутируется. Мне самому редко приходится сталкиваться с подобными случаями. Необходимо популяризировать медицинское страхование, что будет только стимулировать пациентов чаще обращаться за помощью. Мировой опыт европейских стран показывает неоспоримые преимущества такого подхода. К примеру, в Германии закон об обязательном медицинском страховании некоторых категорий работников был принят еще в 1883 г. Система здравоохранения Германии и считается одной из лучших в мире, хотя не лишена недостатков, связанных в первую очередь с ростом стоимости медицинских услуг и медикаментов. Но зато высококвалифицированную и дорогостоящую медицинскую помощь может получить любой гражданин этой страны, имеющий медстраховку. Нашим законодателям необходимо двигаться в этом направлении. Более активны должны быть и страховые компании, нужны грамотная реклама, разъяснительная работа.

В последнее время становится актуальным страхование профессиональных рисков врача, предприятия, ведь от ошибки никто не застрахован. Возникает вопрос: как правильно выстроить схему, чтобы были финансовые ресурсы для преодоления негативных последствий профессиональной ошибки? При этом стоимость такой страховки должна включаться в цену услуг. Сегодня мы этого не делаем, хотя понимание проблемы и желание ее разрешить есть. Необходимы изменения в методологии ценообразования и усилия — не только наши, но и министерств экономики и здравоохранения. Главное здесь — желание изменить жизнь к лучшему.

Беседовала Оксана КУЗНЕЦОВА

 


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях