$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ОГРАНИЧЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ©

12.11.2013

Тема регионального развития в белорусской системе координат, на наш взгляд, даже теоретически не отработана как с точки зрения понимания, что такое регион, так и с точки зрения определения роли местных органов, потенциала и конкурентоспособности региона.

Георгий БАДЕЙ, почетный председатель правления Белорусского союза предпринимателей и нанимателей

им. М.С. Кунявского

В определенной мере термин «региональное развитие» сегодня можно отнести на областной уровень. Области формируют свои бюджеты, считают трудовые ресурсы, валовой региональный продукт. То есть имеют возможности управления развитием.

Что касается базового территориального уровня (городские и районные исполкомы) и первичного территориального уровня (поселковые, сельские исполкомы), то их возможности управления весьма ограничены как в ресурсном, так и в кадровом планах. Свидетельством этого является тот факт, что из 118 районов Беларуси 115 являются дотационными. Их удел — четко выполнять доведенные задания по проведению сельхозработ и т.д. В социальном государстве, каким является по Конституции Республика Беларусь, показатель «денежные доходы населения», основной характеризующий уровень жизни, на уровне района даже не разрабатывается.

По нашему мнению, региональное развитие следует рассматривать во взаимосвязи с местным самоуправлением и с ответственностью местных органов перед проживающим в регионе населением.

В ст.ст. 1 и 2 Закона от 4.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (далее — Закон) понятия местного самоуправления и местного управления различаются. Если первое (то есть самоуправление) осуществляется через Совет депутатов и органы общественного самоуправления, то второе (местное управление) — через местные исполнительные и распорядительные органы. Если Советы подотчетны гражданам и ответственны перед ними (ст. 9 Закона), то исполкомы подотчетны и подконтрольны Президенту, Совету Министров, вышестоящим органам (ст. 38 Закона), а соответствующим Советам — лишь по вопросам, отнесенным к их компетенции. Но эту самую компетенцию достаточно полно характеризует то обстоятельство, что финансирование деятельности Советов осуществляется исполнительными органами.

Для развития местного самоуправления и региональной экономики, как это понимается в европейских странах, нужны серьезные изменения и в законодательстве, и во взглядах, и представлениях о роли местных органов в экономическом развитии. Для Европы местное самоуправление давно стало чем-то вроде эталона современного, демократического и правового государства.

Свою задачу и роль мы видим прежде всего в содействии созданию экономической основы для самоуправления и регионального развития. В этих целях на основе задания, подготовленного БСПН, группой ученых-специалистов под руководством первого заместителя директора НИЭИ Минэкономики В.В. Пинигина подготовлено пособие по стратегическому планированию развития региона «Развитие регионов с опорой на частный сектор». Оно получило высокую оценку Минэкономики, хотя было высказано и мнение о сложности его практического применения. Тем не менее решением Миноблисполкома от 13.06.2013 № 643 «О развитии малого и среднего бизнеса на территории Минской области» комитету экономики облисполкома совместно с БСПН, Крупским и Мядельским райисполкомами поручено проработать вопрос и внести предложения по разработке концепции развития региона на основе данного пособия. Учитывая это, а также замечание Минэкономики, БСПН разработал методические рекомендации по разработке индикативных планов (стратегий) социально-экономического развития, которые направлены Минскому облисполкому для апробации. Из чего мы исходим?

Региональная экономика — сложное многоотраслевое хозяйство, включающее всех субъектов, расположенных на территории региона, независимо от формы собственности.

Деятельность местных органов по мобилизации и наиболее эффективному использованию региональных ресурсов (трудовых, природных, накопленного капитала), а также создание условий для привлечения дополнительных внешних ресурсов для повышения благосостояния населения составляет суть региональной экономической политики.

Региональный план — не сумма планов организаций, расположенных на территории региона, а комплекс целенаправленных мероприятий, в том числе по взаимодействию, взаимодополнению органов власти и бизнеса, приносящий синергетический эффект в деле ускорения развития экономики и повышения благосостояния населения.

Методические рекомендации по разработке региональных индикативных планов (стратегий) социально-экономического развития включают 7 разделов, в т.ч. анализ ресурсного и производственного потенциала региона, сводные данные и эффективность использования этого потенциала, определение основных направлений, специализация и приоритеты регионального развития, меры по их стимулированию, основные мероприятия стратегии регионального развития и ориентиры (целевые показатели) регионального развития на ближайшую перспективу (2013–2015 гг.).

Многоотраслевое хозяйство требует совершенно других критериев оценки, нежели отраслевое управление. Таким показателем может быть добавленная стоимость.

Учитывая, что региональное хозяйство включает не только организации коммунальной собственности, а и республиканской, частной, в том числе и иностранной, управление ими базируется не на директивах, а на мотивах и стимулах. Поэтому главное внимание при планировании следует сосредоточить на эффективном использовании местных ресурсов и имеющегося потенциала и на создание привлекательных условий для получения дополнительных ресурсов.

В рыночной экономике функции местных органов существенно изменились. К числу приоритетных задач следует отнести управление коммунальной собственностью как важнейшим экономическим ресурсом, включая собственность на землю и иные природные ресурсы, налоговое, тарифное, ценовое регулирование экономических процессов на территории, внешнеэкономическую и инвестиционную деятельность не в пределах выделенных средств, а с учетом заработанных и привлеченных, а также экономическое регулирование предпринимательской деятельности и потребительского рынка.

Усиление регионального аспекта управления экономикой соответствует современным тенденциям совершенствования управления — переходу от централизованного управления по вертикали к децентрализованным горизонтальным схемам. При этом главной задачей разработки стратегии регионального развития является определение приоритетов, наиболее эффективных мер и действий органов управления и субъектов хозяйствования по повышению эффективности использования потенциала, а также привлечению внешних ресурсов.

Безусловно, исполком — не коммерческая организация, чтобы торговать собственностью. Главная его задача — создать комфортные условия для деятельности коммерческих организаций и жизни населения. Поэтому в его арсенале должны быть не только административные меры, но и функции анализа, организации и планирования, прогнозирования развития региона.