Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ОФШОРИНГ:

всемирная проблема из-за личных интересов
всемирная проблема из-за личных интересов

Вывоз капиталов из нашей страны в офшорные зоны справедливо оценивается как опасная и нежелательная тенденция. Об этом говорил недавно и представитель республиканской прокуратуры ("НЭГ" № 78, с.2). Однако данная беда волнует не только правоохранительные органы РБ. В докладе Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) особое внимание уделено бурному развитию особого рода офшорных операций. Это явление, названное офшорингом, стало  в последние годы существенным фактором  мировой экономики и оказывает значительное влияние на экономическую политику многих стран.

Как правило, услуги должны производиться в момент и в месте их потребления. Но развитие информационно-коммуникационных технологий дает все больше возможностей производить услуги в каком-либо одном месте, а потреблять - в любой точке планеты, т.е. экспортировать услуги на внешних рынках. Эксперты UNCTAD назвали это явление "революцией внешнеторговой мобильности", последствием которой стала возможность распределения производства услуг по различным точкам в местах, расположенных вне стран базирования компаний, в зависимости от преимущества тех или иных мест и применяемых бизнесменами стратегий конкурентоспособности.

UNCTAD выделяет два способа офшорных операций по предоставлению услуг: внутри компании за счет создания иностранных филиалов ("внутрикорпоративный офшоринг") или путем передачи заказа на оказание каких-либо услуг третьей стороне ("офшорный подряд"). По существу неотъемлемой частью реструктуризации деятельности предприятий для повышения их международной конкурентоспособности является сосредоточение деятельности на основных "областях компетенции". Для многих фирм это означает, что производство различных услуг передается на внешний подряд сторонним специализированным организациям. Как правило, большинство этих подрядов выполняется в той же стране, где находится заказчик. Но международная составляющая таких услуг постоянно растет, т.е. происходит перемещение производства за границу, а именно - выводится в офшоры. Причем стимулом для этого является повышение конкурентоспособности.

К офшорингу зачастую побуждают соображения издержек. Так, например, около 80 % компаний, опрошенных UNCTAD в ходе подготовки доклада, назвали снижение затрат в качестве главной причины создания зарубежных подразделений. Опыт респондентов показывает, что экономия при этом составила 20-40 %, в основном за счет более дешевой рабочей силы и повышения качества услуг. Это, в свою очередь, заставляет другие компании следовать их примеру, чтобы не утратить конкурентоспособность. Поэтому UNCTAD прогнозирует, что все больше корпораций как в развитых, так и в развивающихся странах будут создавать свои международные производственные сети или иным образом выводить в офшор производство некоторых услуг. Отметим, что речь идет как о простых операциях с низкой добавленной стоимостью, так и о более сложных видах деятельности в различных отраслях экономики.

В Беларуси, как, впрочем, и во всем мире, офшоринг услуг пока находится на начальной стадии становления. Но переломный момент наступит очень скоро. Офшоринг находится на самом острие глобальной переориентации производства, порождая новое международное разделение труда.

Никто не знает точно, каковы будут его масштабы. Общий объем рынка экспорта  офшорных услуг составил в 2001 г. (по оценкам) 3,2 млрд. USD, из которых 1/4 пришлась на долю Ирландии. Наиболее бурный рост ожидается в сфере офшоринга услуг, связанных с информационными технологиями, объем которых, согласно прогнозам, должен увеличиться с 1 млрд. USD в 2002 г. до 24 млрд. в 2007 г. Хотя среди тысячи крупнейших компаний мира 70 % пока еще не вывели какие-либо операции в места с более низким уровнем издержек, у большинства из них есть такие планы.

Последствия их реализации весомо скажутся на рынке труда. Согласно оценке Всемирного банка в странах "семерки" это приведет к потере 1-5 % рабочих мест. А США потеряет, по мнению некоторых исследователей, к 2015 году в секторе услуг до 3,4 млн. рабочих мест. При этом если бегство капиталов и "отмывание" денег связаны с группой традиционных офшорных юрисдикций, то офшорные услуги сосредоточены в основном в нескольких странах. Свыше 70 % этого рынка приходится на Ирландию, Индию, Канаду и Израиль. Но в последние 2 года существенно выросла и доля стран ЦВЕ. 

Хотя процессы фрагментации и глобализации в сферах услуг и материального производства схожи, между ними имеются и существенные различия. Во-первых, хотя масштабы сектора услуг гораздо значительнее, чем обрабатывающего сектора, лишь 10 % его продукции попадает в сферу международной торговли, тогда как в обрабатывающем секторе - 50 %. Во-вторых, темпы глобализации сектора услуг значительно выше, чем обрабатывающего. В-третьих, в то время как перемещение производства товаров затрагивает главным образом промышленные предприятия, функции по предоставлению услуг переводятся в офшоры фирмами, работающими во всех секторах. В четвертых, квалификация работников офшорных фирм, оказывающих услуги на экспорт, гораздо выше, чем в обрабатывающем секторе, что влияет на занятость и миграцию "белых воротничков". В-пятых, выводить оказание услуг в офшор гораздо легче, чем производство, ввиду меньшей капиталоемкости и незначительных издержек по перемещению.

По существу офшоринг - это проявление сравнительных преимуществ, сопряженное со всеми выгодами и издержками такого изменения. При этом страна, принимающая деятельность по предоставлению услуг, выигрывает за счет страны, выводящей услуги  в офшор, благодаря созданию рабочих мест, привлечению инвестиций и росту валютной выручки.  С другой стороны, благодаря офшорингу фирмы могут сократить свои издержки, повысить качество и улучшить методы предоставляемых ими услуг, что повышает их конкурентоспособность, оказывая позитивное воздействие на экономику стран, где находятся эти компании. По мнению UNCTAD, при правильной экономической политике баланс интересов должен быть уравновешен. Вопрос лишь в том, чтобы вместо протекционистских и запретительных мер была создана система мотивации занятости и расширения производства на родине. Авторы доклада призывают к созданию международной основы, которая дала бы возможность всем странам  пользоваться теми  пре-имуществами, которые может дать "революция международной мобильности".

Приятно, что в Беларуси ситуация в этой сфере складывается в нашу пользу. Об этом свидетельствует зафиксированное статистикой положительное сальдо внешней торговли услугами за январь-август 2004 г., которое составило 425 млн USD, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 19,2 %.  При этом если экспорт услуг, по данным Нацбанка, вырос на 4,3 %, то импорт снизился на 5. Однако это не так уж много по сравнению с Индией, где экспорт программного обеспечения вырос с 0,5 млрд. USD в 1994 г. до 12 млрд. в 2003-2004 г.г.

Впрочем, не все виды услуг можно перемещать. Иногда это обусловлено спецификой деятельности, а иногда - особенностями национального законодательства. Например, для оказания банковских, страховых услуг на территории Беларуси, как и в некоторых других странах, требуется лицензия на осуществление данных видов деятельности, а следовательно, и резидентство в РБ. Кроме того, Указом Президента от 2003-03-12 г. № 104 установлено, что платежи белорусских предприятий в денежной и неденежной формах резидентам, зарегистрированным в офшорных зонах, облагаются 15-процентным офшорным сбором. Но озабоченные снижением своих издержек бизнесмены все равно изыскивают возможности вывода средств в страны с меньшей, чем в Беларуси, налоговой нагрузкой (а таковыми являются все наши соседи) с помощью трансфертных цен и иных более или менее изощренных схем. Другим стимулом является укрывательство своих капиталов от запредельных предпринимательских рисков. При нашем налоговом прессе и административных ограничениях вложение криминальных доходов в легальную экономику представляется малоперспективным. Скорее наоборот, отечественный бизнес озабочен тем, как средства, полученные от законной деятельности, вывести в теневой оборот. Отсюда уклонение от уплаты налогов, "обналичка", сокрытие валютной  выручки. Можно ли пре-одолеть эти тенденции, не запрещая внешнеэкономическую деятельность вообще? Наверно, можно. Особенно если прокуратура в порядке надзора проведет оценку воздействия некоторых нормативных актов на экономику на макро- и микроэкономическом уровнях.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений