Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Оффшорный сбор и товары: надо определиться

О проблемах, связанных с оффшорным сбором, "НЭГ" рассказал экономист Андрей Харланович (см."НЭГ" N 41). Сегодня -- продолжение темы. Свое видение вопроса газете представил юрист из Гомеля Николай МАКАРЕНКО. С 1 апреля вступил в силу Указ Президента ...
О проблемах, связанных с оффшорным сбором, "НЭГ" рассказал экономист Андрей Харланович (см."НЭГ" N 41). Сегодня -- продолжение темы. Свое видение вопроса газете представил юрист из Гомеля Николай МАКАРЕНКО.

С 1 апреля вступил в силу Указ Президента от 2003-03-12г. N 104 "Об оффшорном сборе". Для некоторых субъектов предпринимательской деятельности -- резидентов РБ спасательным кругом показалась льгота, описанная в абз.4 п.1.5 Указа. В частности, предусматривается, что "оффшорный сбор не взимается при перечислении денежных средств за товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь до вступления в силу Указа".

Однако уже первые итоги правоприменительной практики показали, что те резиденты РБ, которые, являясь сторонами договорных обязательств, вытекающих из договоров финансовой аренды (лизинга), решили не платить оффшорный сбор на основании абзаца 4 п.1.5 Указа, могут узнать все "прелести", предусмотренные п.п.1.7--1.9 Указа, где речь идет об экономических санкциях.

Обратимся к письму МНС от 2003-05-12г., подписанному заместителем министра по налогам и сборам Ларисой Кондратовой.

В нем изложен вывод о том, что "...в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь товары являются объектами договоров (сделок) купли-продажи и мены. Гражданский кодекс Республики Беларусь не определяет объекты по договорам лизинга как товары".

Действительно, согласно ст.636 ГК по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

В ст.424 ГК записано, что "...по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать имущество (вещь, товар) в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление (далее для целей настоящего раздела -- в собственность, если из существа обязательства и статуса стороны в обязательстве не вытекает иное) другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)".

Ст.128 ГК называет в качестве видов объектов гражданских прав вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работы и услуги, и т.д.

Таким образом, в случае, если принимать во внимание исключительно правовые нормы ГК, следует согласиться с приведенным утверждением заместителя министра.

Вместе с тем можно утверждать, что полномочия, предоставленные МНС п.4 названного Указа по контролю за его исполнением, не могут служить достаточным основанием для разрешения противоречия по вопросу о принципиальных подходах к толкованию Указа.

Обратим внимание, что в Указе не определен термин "товар" применительно к положениям абзаца 4 п.1.5. Указа.

Кроме того, нигде в Указе не говорится о том, что для толкования этого термина необходимо руководствоваться положениями того или иного нормативного правового акта Республики Беларусь.

Однако, например, Таможенный кодекс определяет термин "товары" как "...любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства...".

В Указе Президента от 4.01.2000г. N 7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций" слово "товар" и однокоренные слова используются 95 раз, но в нем не определяется указанное понятие.

Вместе с тем еще никто не высказал официально мнение о том, что в понятие "товары" не подлежит включению имущество (например, грузовые транспортные средства), которое ввозится на территорию РБ в рамках договоров лизинга.

То есть никто не утверждает, что договор лизинга между резидентом и нерезидентом не является внешнеторговым договором, предусматривающим передачу именно товаров, а не просто имущества.

Учитывая многоаспектность и многофункциональность понятия "товар", можно предположить, что для целей Указа N 104 необходимо в установленном порядке определить понятие "товары". Из этого определения должен следовать четкий вывод о том, что субъекты предпринимательской деятельности -- резиденты РБ, которые арендуют имущество у нерезидентов, могут или не могут исполнять договорные денежные обязательства посредством перечисления денежных средств нерезиденту РБ, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне без обязательной уплаты оффшорного сбора.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений