Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Консультации
03.11.2017 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Одно с другим не связано

Между сторонами заключен договор факторинга. Банк не выплатил в срок кредитору сумму денежного обязательства должника с дисконтом. Кредитор пред­полагает, что банк-фактор ожидает исполнения обязательства должником и планирует за счет поступивших от должника денежных средств осуществить финансирование кредитора.

Влияет ли отсутствие финансирования кредитора бан­ком-фактором на момент перехода денежного требования к банку-фактору?

В соответствии с ч. 1 ст. 153 БК по договору финансирования под уступку денежного требования (далее – договор фак­торинга) одна сторона (фактор) – банк или небанковская кредитно-финансовая организация – обязуется другой стороне (кредитору) вступить в денежное обязательство между кредитором и должником на стороне кредитора путем выплаты кредитору суммы денежного обязательства должника с дисконтом. Под дисконтом понимается разница между суммой денежного обязательства долж­ника и суммой, выплачиваемой фактором кредитору. Размер дисконта, способ его расчета и порядок уплаты определяются в договоре фак­торинга (ч. 3 ст. 155 БК). Исходя из приведенных норм фактор, заключивший договор факторинга, обязан исполнить денежное обязательство, зак­лючающееся в осуществлении финансирования кредитора в размере уступленного фактору денежного обязательства дол­жника с учетом оговоренного в договоре факторинга дисконта.

Согласно ч. 1 ст. 156 БК дол­жник обязан исполнить денежное требование фактору при условии, что он получил от кредитора либо от фактора письменное уведомление о его уступке, в котором указаны подлежащее исполнению денежное требование, в том числе уплачиваемая фактору сумма денежного обязательства, а также банк или небанковская кредитно-финансовая организация, выступающие в качестве фактора. По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 159 БК, фактор приобретает права на всю сумму денежного обязательства, уплаченную должником по уступленному денежному требованию.

Согласно обзору судебной практики рассмотрения споров, возникающих в связи с уступкой требования (цессией) и переводом долга, одобренного постановлением Президиума ВХС от 21.04.2001 № 7, договор факторинга представляет собой частный случай уступки требования, соответственно, к нему применяются нормы главы 24 ГК. Таким образом, следствием заключения договора факторинга является перемена лиц в обязательстве: на место первоначального кредитора становится новый кредитор – банк-фактор.

Буквальное толкование норм ч. 1 ст. 156 БК, а также главы 24 ГК и, в частности, п. 3 ст. 353 ГК, п. 1 ст. 356 ГК позволяет сделать вывод, что уступка денежного требования новому кредитору, т.е. переход права денежного требования к банку-фактору, осуществляется в момент заключения договора факторинга (п. 1 ст. 402 ГК), поскольку дальнейшие действия сторон (уведомление должника, передача фактору документов, удостоверяющих право требования) осуществляются, когда уступка требования считается уже состоявшейся.

Отсюда следует, что отсутствие финансирования кредитора банком-фактором не влияет на момент перехода денежного требования к банку-­фактору. Несмотря на правовую возможность финансирования банком-фактором кредитора за счет поступивших денежных средств должника по уступленному обязательству, такие действия фактора влекут его ответственность перед кредитором по правилам п.п. 1 и 2 ст. 364 ГК и ст. 366 ГК. Кроме того, для исключения указанных негативных последствий условиями договора факторинга может быть предусмотрена ответственность банка-фактора перед кредитором в виде пени или штрафа.

Ответ: Нет, не влияет.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений