$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ОДИН ЗАКОН ДЛЯ ВСЕХ ЦЕН©

11.07.2014

Проект закона о внесении изменений и дополнений в Закон от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее — Закон № 255-З), принятый под занавес очередной сессии обеими палатами Национального собрания, направлен на подпись Президенту. Впрочем, кардинальных изменений в области ценообразования со вступлением этого документа в силу не произойдет — он лишь закрепляет сложившиеся здесь в последние годы тенденции.

Некоторые изменения коснулись терминологии. Например, если сейчас ценообразование определяется как «процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования», то согласно законопроекту — только как процесс по установлению и применению цен (тарифов). Столь же существенно сокращены определения понятий «регулирование ценообразования» (замененное на «регулирование цен (тарифов)») и «регулируемая цена (тариф)», которая будет определяться как цена (тариф), устанавливаемая субъектами ценообразования, осуществляющими регулирование цен (тарифов), без упоминания, что она может иметь фиксированную или предельную величину. В новой редакции не упоминается ни набор мер регулирования (законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других), ни ее цель (стабилизация и стимулирование развития экономики республики), ни формы. Отметим, что понятие прямого (административного) регулирования цен вообще исключается из текста Закона № 255-З, что позволяет надеяться, что основной приоритет будет отдан инструментам денежно-кредитной, налоговой, тарифной и антимонопольной политики.

Согласно законопроекту субъектами ценообразования в республике являются Президент, государственные органы (организации), осуществляющие регулирование цен (тарифов), юридические лица, не являющиеся государственными органами (организациями), осуществляющими регулирование цен (тарифов), индивидуальные предприниматели, а также иные физические лица, имеющие право в соответствии с законодательством осуществлять определенные виды деятельности, не относимые к предпринимательской, на товары (работы, услуги) которых применяются регулируемые цены (тарифы). При этом скорректированы права и обязанности этих лиц в сфере ценообразования.

ВПРОЧЕМ, эти новшества не означают, что цели, меры и формы регулирования существенно изменятся с принятием нового закона. Основные перемены в сфере ценообразования уже произошли. Они начались с того, что в Директиве № 4 была продекларирована необходимость перехода к рыночным механизмам ценообразования, способствующим повышению качества и конкурентоспособности товаров (работ, услуг), исключения вмешательства органов госуправления в процесс ценообразования субъектов хозяйствования, отмены ограничения надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательного составления экономического обоснования уровня применяемых цен, а также было решено сохранить государственное регулирование цен только на продукцию организаций-монополистов и на социально значимые товары (работы, услуги).

Замена Указа от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» на гораздо более либеральный Указ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» открыла новую эпоху отношений в треугольнике «государство – цены – бизнес». Требования к процессу ценообразования существенно сократились, ограничений стало меньше, санкции по ст. 12.4 КоАП хоть и сохранились, но применяются куда реже, чем в былые годы, а ст. 12.6, грозившая суровыми наказаниями за превышение предельных индексов роста цен, вообще отменена. В результате ценообразование исчезло из первых строк рейтингов проблем белорусского бизнеса, а ужас перед калькуляциями, регистрацией цен и визитами «ценовой» проверки начал постепенно забываться. Вопросы ценообразования стали постепенно смещаться в область антимонопольного регулирования, а потому многие нормы Закона № 255-З сегодня устарели.

Однако это не означает, что наступила эра вседозволенности. Указом № 72 сохранены полномочия государства и перечень товаров, работ и услуг, цены на которые продолжают им регулироваться, хотя за три с лишним года он существенно сократился. Не исчез и контроль за ценообразованием в рамках норм указов № 72 и от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». К тому же ценовые сговоры и поддержание монопольно высоких или низких цен тоже является серьезным нарушением.

Сегодня в соответствии с Указом № 72 и ст. 7 Закона № 255-З регулируемые цены (тарифы) в Беларуси применяются на отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Совмином. Законопроектом слова «социально значимые» из статьи исключаются. Однако, как объяснил, отвечая на вопрос обозревателя «ЭГ» заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Владислав Щепов, об отказе от государственного регулирования цен на определенные категории товаров тут речь не идет. За Президентом и Совмином сохраняется право утверждать перечень товаров, работ и услуг, цены на которые будут регулироваться. Но поскольку наша страна приняла единые правила и принципы конкуренции в ЕАЭС, включая понятное и прозрачное ценообразование, то мы постепенно движемся к общим условиям игры на рынке.

В СООТВЕТСТВИИ с приложением № 19 к Договору о создании Евразийского экономического союза государственное ценовое регулирование представляет собой установление органами государственной власти и органами местного самоуправления государств — членов ЕАЭС цен (тарифов), надбавок к ценам (тарифам), максимальных или минимальных цен (тарифов), максимальных или минимальных надбавок к ценам (тарифам) в порядке, установленном законодательством этих государств. Введение такого регулирования на товарных рынках, не находящихся в состоянии естественной монополии, осуществляется в исключительных случаях, к которым относятся в т.ч. чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, соображения национальной безопасности, при условии, что возникшие проблемы невозможно решить способом, имеющим меньшие негативные последствия для состояния конкуренции. Правда, в качестве временной меры государства-члены могут вводить государственное ценовое регулирование на отдельные виды социально значимых товаров на отдельных территориях на определенный срок в порядке, предусмотренном национальным законодательством, но не более чем на 90 календарных дней в течение 1 года для каждого товара. Продление этого срока может осуществляться по согласованию с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). Исключение делается лишь для услуг субъектов естественных монополий, сферы государственных закупочных и товарных интервенций, а также для 11 товаров и товарных групп, в т.ч. энергоносители, алкогольная продукция крепостью свыше 28% и этиловый спирт из пищевого сырья (минимальная цена), нефтепродукты, лекарства и табачные изделия. ЕЭК наделяется обширными полномочиями по вмешательству в вопросы государственного ценового регулирования в странах — участницах ЕАЭС, вплоть до принятия решения о его отмене, если данное регулирование приводит или может привести к ограничению конкуренции, в т.ч. созданию барьеров входа на рынок или сокращению на нем числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц. Отметим также, что законопроектом в ст. 2 Закона № 255-З включается норма о первоочередном применении норм международных договоров, подписанных Беларусью, в случае установления ими иных правил, чем те, которые предусмотрены в отечественном законодательстве. А потому перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, утв. постановлением Совмина от 17.01.2014 № 35, придется сокращать и далее.

Из ст. 13 Закона № 255-З исключается обязанность юрлиц и ИП соблюдать порядок исчисления затрат, относимых на себестоимость товаров (работ, услуг), учитывать в полном объеме включаемые в цену (тариф) налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством, не допускать нарушения установленных соответствующими государственными органами регулируемых цен (тарифов) и действующего порядка их регулирования. Согласно новой редакции этой статьи юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо в области ценообразования обязаны соблюдать законодательство о ценообразовании, представлять государственным органам (организациям), осуществляющим регулирование цен (тарифов), полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов), а также исполнять иные обязанности, установленные законодательством. Впрочем, это не отменяет необходимости предприятий руководствоваться установленными правилами бухучета затрат, а для некоторых юрлиц в соответствии с подп. 2.11 Указа № 72 — составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), в отношении которых применяется государственное ценовое регулирование.

Согласно ст. 15 законопроекта лица, виновные в нарушении законодательства о ценообразовании, несут ответственность в соответствии с законодательными актами. Таковыми сегодня являются упомянутая выше ст. 12.4 КоАП и ст. 245 «Установление или поддержание монопольных цен» Уголовного кодекса.

Председатель Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Владимир Пантюхов, представлявший законопроект на заседании верхней палаты парламента, напомнил, что ценовое регулирование и применявшиеся еще недавно за его нарушение санкции напрягали бизнес больше, чем все другие вопросы. «При сообщении об изменении законодательства в данной сфере предприниматели и руководители предприятий нервно вздрагивали», — сказал В.Пантюхов. Принятые поправки, по его словам, будут восприняты белорусским деловым сообществом с пониманием, поскольку предполагают гибкое сочетание механизмов свободного и регулируемого ценообразования.

Анна РАДЮК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях