$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ОДИН ПЛАН ХОРОШО, А НЕСКОЛЬКО ЛУЧШЕ

28.06.2011

Вслед за совместно разработанным планом первоочередных мероприятий по выходу из кризиса (см. «ЭГ» № 46 за 21.06.2011) бизнес-союзы, как и обещали, по отдельности подготовили дополнительные предложения по преодолению системных проблем белорусской экономики.

Так, по мнению руководства Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского, озвученного в ходе недавнего заседания правления, в сложившихся после девальвации условиях правительство и Нацбанк недооценивают сложность ситуации, глубину и причины экономического кризиса. В частности, антикризисный план правительства ошибочно привязан к разовой девальвации белорусского рубля по курсу Нацбанка в пределах 56%, поскольку реальная девальвация с начала года с учетом недавних котировок межбанка составила 250–300%. Такое падение стоимости национальной валюты стало шоком для большинства субъектов хозяйствования, занимающихся импортом сырья, комплектующих, технологического оборудования и потребительских товаров. С учетом средней по экономике импортной составляющей в пределах 40–60% издержки субъектов хозяйствования выросли на 100–180%, что, в свою очередь, вызвало соответствующий рост отпускных цен.

Чтобы оценить ситуацию глазами белорусского бизнеса, союз провел опрос своих организаций-членов. Как выяснилось, 80,6% респондентов указали на ухудшение доступа к валюте после девальвации, в т.ч. 29,9% — по причине ее высокой стоимости, при том что для 58,2% опрошенных доступ к валюте жизненно важен, т.к. от него зависит стабильность работы бизнеса. Наличие валюты связывают с возможностью проведения технологической модернизации 44,8% предприятий, а вот с получением дополнительной прибыли — лишь 7,5%. Дефицит валюты, сопровождаемый падением спроса, может привести к временному снижению объемов производства и продаж, считают 53,7% респондентов. По мнению 43,3% опрошенных, можно ожидать сокращения рабочих мест и численности работающих, а 25,4% задумываются о возможной ликвидации бизнеса или переводе его в другую страну.

В БСПН убеждены, что формирование свободного внебиржевого валютного рынка должно стать первостепенной задачей Нацбанка. Для этого, по мнению 67,2% субъектов хозяйствования, следует незамедлительно снять ограничения в части отклонения обменного курса от официального. Как минимум на расширении нынешнего 2-процентного коридора настаивают 16,4% опрошенных. Подавляющее большинство (92,5%) организаций отрицательно относятся к множественности курса белорусского рубля, т.к. это, по их мнению, вызывает снижение конкурентоспособности, стимулирует коррупцию, усложняет бизнес-планирование и бухгалтерский учет.

Руководство БСПН считает, что оперативная либерализация валютного рынка и сближение официального курса рубля с внебиржевым в сочетании с умеренными интервенциями Нацбанка способны удержать национальную валюту на уровне 6–6,5 тыс. Br/USD. Промедление, наоборот, приведет к тому, что рубль придется девальвировать до уровня 8–8,5 тыс. за доллар США.

Бизнес-союз поддерживает стремление правительства усилить социальную защиту населения, однако обращает внимание на недостаточность ресурсов для роста заработной платы в реальном секторе экономики. На это также указали 97% опрошенных предприятий, а 43,3% признались, что у них вообще нет возможности увеличить заработок своих работников.

После разовой девальвации частично проиндексировать зарплаты смогли 50,8% опрошенных субъектов хозяйствования, 3% выплатили небольшие разовые компенсации, остальные предприятия ничего не предпринимали.

Чтобы упредить рост социальной напряженности, БСПН предлагает уже с 1 июля снизить налоговую нагрузку как на субъектов хозяйствования, так и на граждан — это распространенная в мире антикризисная мера. Речь, а частности, может идти о снижении налога на прибыль как минимум до 20% и НДС — до 18%.

Кроме того, союз призывает к более взвешенной политике в части госрегулирования цен с тем, чтобы бороться не с последствиями, а с причинами удорожания товаров и услуг. С одной стороны, у членов БСПН находят понимание меры правительства по регулированию цен на социально значимые товары, ограничение рентабельности и торговых надбавок в организациях, пользующихся госдотациями и господдержкой. С другой стороны, в ходе опроса 62,7% предприятий заявили, что административное вмешательство в ценообразование отрицательно сказывается на результатах деятельности предприятий, в т.ч. приводит к убыточности бизнеса (43,3%). По мнению 82,1% опрошенных, необоснованное вмешательство органов госуправления в ценообразование вообще противоречит национальным интересам.

Для стабилизации валютного рынка БСПН рекомендует ужесточить кредитно-денежную политику и снизить бюджетные расходы, в т.ч. на госпрограммы и содержание аппарата чиновников. Кроме того, по мнению союза, растущий внешний долг страны требует создания структуры, которая будет заниматься вопросами оборачивания составляющих этого долга на мировом финансовом рынке.

На выравнивании макроэкономических дисбалансов сосредоточен пакет предложений от Белорусской научно-промышленной ассоциации. Архиважным БНПА считает выход на единый курс белорусского рубля, не требующий его переоценки на черном рынке. Вторым по важности шагом называется установление ставки рефинансирования на уровне выше прогнозируемой годовой инфляции — т.е. не ниже 55—60%. По мнению ассоциации, понижение кредитного рейтинга Беларуси рядом мировых кредитных агентств означает, что «приток в страну существенных иностранных кредитов и, самое главное, прямых иностранных инвестиций, в ближайшие 2—3 года невозможен». Важным источником финансирования экономики становятся внутренние ресурсы: средства предприятий и населения. Вовлечь их в оборот можно только через привлекательную политику сбережения и накопления.

Данный шаг должен сочетаться с отказом от эмиссионного кредитования, а также с замедлением темпа прироста общего кредитования экономики до 15% в год в 2011—2012 гг., считают в БНПА. В предыдущие 7 лет средний тем прироста составлял 50% в год. Сокращение кредитования поможет ограничить рост рублевой массы, удержать курс белорусского рубля и оздоровить структуру платежного баланса. Это, конечно, способно замедлить темпы экономического роста, однако возможные негативные последствия в любом случае будут не столь значительными, как в случае консервации нынешних дисбалансов в белорусской экономике.

БНПА рекомендует сократить поддержку т.н. неторговых секторов экономики. В предыдущие годы правительство, желая обеспечить высокий рост ВВП на фоне снижения конкурентоспособности товаров на внешних рынках и сокращения вклада торговых секторов в экономический рост, усилило финансирование строительного комплекса. С 2003 по 2010 г. прирост удельного веса строительного сектора был в реальном выражении в 5 раз больше аналогичного показателя промышленного сектора. Это серьезная макроэкономическая ошибка, считают в ассоциации. Строительство, услуги которого преимущественно сориентированы на внутренний рынок, а ресурсная и технологическая база прямо и косвенно стимулирует импорт, усилило давление на платежный баланс.

Дополнительные источники финансирования предлагается привлечь за счет приватизации госсобственности. При этом активы следует в приоритетном порядке реализовывать национальным инвесторам, а условиями приватизации должны быть достижение окупаемости инвестиционного проекта в течение 5 лет.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях