$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Очередной виток щедрости

04.10.2011

Как и обещал заместитель премьер-министра Беларуси Сергей Румас (см. «ЭГ» за 23.09.2011 г., «Как мы доллар спасали») тарифная ставка первого разряда для оплаты труда работников бюджетной сферы с 1 октября повышена — с 118 тыс. Вr до 151 тыс. Вr, т.е. на 28%. Такое решение содержится в постановлении Совмина от 1.10.2011 № 1310, принятом во исполнение поручения Президента рассмотреть и проработать с учетом возможностей бюджета вопрос о повышении тарифной ставки до конца текущего года.

Кроме того, учитывая сложившуюся экономическую ситуацию в экономике республики, тем же нормативным актом с 1 ноября т.г. для оплаты труда работников бюджетной сферы введены ежемесячные дифференцированные доплаты в диапазоне 240–16 тыс. Вr. Конкретные размеры указанных доплат по тарифным разрядам (с 1-го по 27-й) будут установлены постановлением Минтруда и соцзащиты в ближайшее время, отметила министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина.

Она заявила, что повышение тарифной ставки 1-го разряда позволит улучшить структуру зарплаты бюджетников за счет включения индексационных выплат частично в ее размер, а частично — в ежемесячные дифференцированные доплаты. Так, в августе нынешнего года размер индексации, выплачиваемый каждому работнику бюджетной сферы, составил 243,7 тыс. Вr, что более чем вдвое превышает размер действовавшей тарифной ставки 1-го разряда. Следовательно, принятое решение позволит укрепить тарифную часть зарплаты бюджетников. А за ней увеличится и сумма средств, направляемых на стимулирующие выплаты (премии, надбавки), что позволит нанимателю в повышенных размерах стимулировать труд наиболее квалифицированных, инициативных работников, полагают в министерстве. Повысятся также выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, исчисляемые от тарифной ставки 1-го разряда, в частности, доплаты молодым врачам, учителям и ученым, повышения отдельным категориям работников здравоохранения, образования, культуры, спорта и доплаты за работу во вредных условиях труда.

Организации реального сектора экономики (по крайней мере, некоторые из них) в своих локальных нормативных правовых актах предусматривают установление тарифной ставки 1-го разряда на уровне не ниже, установленного правительством. Теперь они также смогут повысить зарплату своим работникам — если, разумеется, найдут для этого средства.

Напомним, что предыдущее повышение тарифной ставки 1-го разряда было почти год назад, когда в рамках обещания по увеличению средней зарплаты в стране до 500 USD постановлением Совмина от 27.09.2010 № 1382 с 1 ноября 2010 г. она была увеличена сразу на 31%, с 90 до 118 тыс. Вr. Плоды этого шага мы пожинаем до сих пор. Достаточно сказать, что средняя зарплата за август по нынешнему курсу дополнительной сессии БВФБ составила около 260 USD (а на день открытия допсессии — чуть выше 230 USD).

Отметим, что, по оценке аналитиков Евразийского банка развития, с 2003 по 2010 гг. реальная заработная плата в экономике Беларуси выросла на 235% (в строительстве — на 400%), тогда как производительность труда — только на 70%. Это вызвало рост издержек на рабочую силу в единице белорусской продукции и снижение ее конкурентоспособности. С другой стороны, в структуре консолидированного бюджета республики по статьям функциональной классификации социальные расходы занимают 37%. В разрезе по статьям экономической классификации наиболее крупными статьями расходов являются зарплата, субсидии, трансферты и капитальные расходы, на финансирование которых суммарно приходится около 80% всех расходов консолидированного бюджета. При этом в нем расходы на зарплату бюджетников и без нынешнего повышения показывали устойчивую тенденцию роста с пиком в 2011 г. в размере 10,5% ВВП. Неудивительно, что при выделении нашей стране кредита Антикризисный фонд ЕврАзС (как ранее — МВФ) в числе прочих условий называл замораживание расходов на зарплату бюджетников на уровне 2010 г. Легко представить, какое впечатление постановление № 1310 произведет на миссию МВФ, прибывающую на днях в Минск.

Правда, на сей раз вице-премьер С.Румас пообещал, что источником финансирования дополнительной социальной защиты граждан станут средства бюджета, сформированные за счет дополнительных налоговых доходов, связанных с ростом цен. Однако к чему приведет перераспределение инфляционных доходов бюджета через повышение зарплат, различных субсидий и трансфертов? Высока вероятность, что это может дать новый толчок росту потребительской активности, успевшей было улечься под прессом роста цен. Учитывая сокращение импорта и резкий рост экспорта потребительских товаров в последние месяцы, выброс наличных денег способен вновь вывести из равновесия розничный рынок. Можно также ожидать увеличения чистого спроса на иностранную валюту как средство сбережения, что усилит напряженность на многострадальном валютном рынке, отнюдь еще не стабилизировавшемся, и окажет дополнительное давление на золотовалютные резервы страны.

Таким образом, очередной щедрый жест правительства чреват новым витком инфляционной спирали, который мы все почувствуем очень скоро. Впрочем, первое его веяние в сфере коммунальных услуг уже налицо. Совершенно случайно оно совпало с увеличением тарифной ставки 1-го разряда.

Александр ГАНАГО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях