Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
24.09.2013 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ОЧЕРЕДЬ ПОКУШАЕТСЯ НА МЕСТО©

Пару лет назад Беларусь попала в число лидеров среди стран-реформаторов, улучшающих условия бизнеса в рейтинге Всемирного банка Doing Business. Однако теперь эти достижения оказались под угрозой из-за практики регистрации компаний.

Пару лет назад Беларусь попала в число лидеров среди стран-реформаторов, улучшающих условия бизнеса в рейтинге Всемирного банка Doing Business. Однако теперь эти достижения оказались под угрозой из-за практики регистрации компаний.

Doing Business — не единственный рейтинг, способный повлиять на мнение иностранных инвесторов. Существуют альтернативы, например, «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor, GEM), исследование Economist Intelligence Unit, атлас политических рисков для бизнеса 2011 года международной консалтинговой компании Maplecroft, рейтинг экономической напряженности WIN-Gallup International, ряд рейтингов, составляемых Всемирным экономическим форумом, и многие другие. Их роль не стоит преувеличивать: окончательное решение об инвестировании будет приниматься бизнесменом на основании более детального исследования.

Преимущество Doing Business — в возможности легко сравнивать страны на основании простых количественных критериев. Попадание в ТОП-30 рейтинга, которое белорусские власти считают приоритетной задачей, действительно неплохая реклама для страны, позволяющая надеяться на заинтересованность инвесторов. Другой плюс — открытая методология. Процедура определения позиций в рейтинге выглядит приблизительно следующим образом. Эксперты из разных стран мира, выбранные составителями, — юристы, аудиторы, бухгалтеры, чиновники и т.д., — получают подробное описание ситуации (кейс) и стандартизированную анкету. Каждый из экспертов заполняет ее и предлагает свое обоснование по данным ответам. Поскольку кейсы почти не изменяются из года в год, появляется возможность «настроить» национальное законодательство так, чтобы улучшить свои показатели. Поэтому восхождение в рейтинге — это прежде всего целенаправленное совершенствование практик.

Наша страна успешно проводила реформы, особенно в некоторых областях. Например, в подразделе «Создание бизнеса» удалось достигнуть весьма высокого 9-го места — благодаря переходу к принципу «одного окна», заявительному принципу регистрации в день обращения, отмене обязательных требований к размеру уставного фонда и другим мерам. Правда, в общем рейтинге Беларусь пока занимает только 58-е место, поскольку реформирование налогового законодательства и процедур получения доступа к электроэнергии идет менее успешно, и в данных категориях наша страна ближе к нижним строчкам рейтинга.

Хотя последние изменения законодательства в области государственной регистрации (Декрет от 24.01.2013 № 2) были в целом благоприятными, позиция в рейтинге ВБ за следующий год может существенно ухудшится из-за проблем, больше похожих на досадное недоразумение, чем на осознанную политику государственных органов. Речь идет о ситуации с регистрацией новых субъектов хозяйствования в управлении регистрации и лицензирования Мингорисполкома. Формально в процедуре ничего не изменилось, но с июля этого года документы туда не так просто подать. Дело в том, что с 1 июля 2013 г. отделы районных администраций, несмотря на сохранившееся де-юре делегирование им полномочий, перестали выполнять функции регистрирующего органа. Возможно, это связано с завершением летних мероприятий по сокращению штата (численности) чиновников. Однако какова бы ни была причина, авторы этого решения, по-видимому, не оценили объем проводимой работы и не просчитали последствия. А они не заставили себя ждать: весь вал вновь регистрируемых организаций хлынул в управление Мингорисполкома (до этого преимущественно занимавшееся регистрацией коммерческих организаций с иностранными инвестициями, реорганизациями юридических лиц с иностранными и иногородними учредителями). Все желающие из 9 районов города просто физически не могут попасть на прием в управление с тем же штатом работников. Соответственно, появилась очередь на подачу документов. К середине сентября она — по предварительной записи — уже достигла двадцатых чисел октября, и ее рост продолжается.

Оценивая влияние суровых регистрационных реалий на результат в рейтинге Doing Business, нужно понимать, что эксперты указывают количество дней, необходимых для регистрации компании (в кейсе четко указано, что это ООО в Минске), исходя не из законодательных предписаний, а из практики. Поэтому гордая «пятерка» (эксперты указывали, что для подготовки документов, регистрации и начала работы с открытым счетом и полученной печатью требуется 5 дней), может превратиться в число 36 — если регистрация с учетом очереди займет не один, а 31 день. Как это повлияет на общую позицию в рейтинге?

В рейтинге используется единая методика, предполагающая оценку от частного к общему. Направленные экспертами из разных стран количественные показатели из анкет сводятся в одну таблицу, и по каждому из них находится «место» страны. Затем на основе совокупности мест по всех показателям определяется место страны по соответствующему разделу рейтинга, а по всем разделам — общее место в рейтинге. В разделе «Создание бизнеса» всего 4 показателя. Если время для открытия компании возрастает с 5 до 36 дней, то в рейтинге по данному показателю происходит падение на 150-е место. Соответственно, при сохранении позиций по остальным показателям (если другие страны не будут совершенствовать законодательство) можно спрогнозировать общее падение по разделу «Открытие бизнеса» с 9 примерно на 40 место, а в общем зачете — вместо вхождения в заветный ТОП-30 Беларусь вновь опустится ниже 60-го места.

Впрочем, дело не в рейтинге, хотя, конечно, не хочется терять «призовое место» из-за недоразумения. Реакция иностранного инвестора, который собирается вложить свой капитал в Беларуси, может оказаться двоякой. Возможно, он преисполнится уважением к стране, услышав о том, что очередь желающих открыть бизнес у нас растянулась на месяц вперед, и укрепится в стремлении присоединиться, пока в ней еще есть места. А быть может, пожав плечами, инвестор поедет искать более гостеприимное и более заинтересованное в ПИИ государство.

Между тем с июля ситуация продолжает ухудшаться, и не приходится надеяться, что проблема разрешится сама собой. Осталось лишь 3 месяца до завершения года, по итогам которого будет производится оценивание имеющихся практик. Соответственно, если мы не хотим ухудшить позиции в рейтинге, спугнуть иностранных инвесторов и огорчать белорусских бизнесменов, быстро привыкших к хорошей и удобной практике мгновенной регистрации, самое время принять меры, чтобы компании создавались быстро и начинали зарабатывать деньги без очереди.

Максим ЗНАК,

кандидат юридических наук, адвокат адвокатского бюро «Адвокаты «ЮрЗнак»

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений