Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №6 (2503) от 25.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.6237
EUR:
2.9631
RUB:
3.326
Золото:
155.65
Серебро:
2.01
Платина:
88.4
Палладий:
189.29
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Очень опасная выгода

Заместитель главы Администрации Президента Наталья Петкевич на недавней встрече с журналистами отметила, что считает необходимым скорейшее принятие проекта закона "О борьбе с коррупцией". По ее мнению, предлагаемые в данном документе ограничения для госслужащих совершенно оправданны...
Заместитель главы Администрации Президента Наталья Петкевич на недавней встрече с журналистами отметила, что считает необходимым скорейшее принятие проекта закона "О борьбе с коррупцией". По ее мнению, предлагаемые в данном документе ограничения для госслужащих совершенно оправданны, и "если человек чист, то его никогда не привлекут к ответственности".

Борьба со взяточничеством и коррупцией в Беларуси ведется на всех уровнях власти. Мы то и дело слышим о разоблачениях чиновников высокого ранга, руководителей крупных предприятий, сотрудников правоохранительных органов. Но, тем не менее, руководство страны периодически высказывает обеспокоенность распространенностью коррупции в самых разных сферах.

Не стоит думать, что Беларусь отличает особо высокая степень коррумпированности, это далеко не так. Подобная борьба ведется во всем мире. И появление в 2003 г. в нашем парламенте вышеназванного законопроекта было еще одним шагом на пути совершенствования правовой базы.

Но документ неожиданно не был поддержан депутатами в первом чтении. Его дважды отправляла на доработку в комиссию еще Палата представителей второго созыва. С появлением нового депутатского корпуса ситуация не изменилась. Вопрос несколько раз включался в повестки дня пленарных заседаний, но до его обсуждения на недавно закончившейся сессии дело так и не дошло.

На встречах с парламентариями разработчики документа утверждали, что он учитывает не только общемировые тенденции в области борьбы с коррупцией, но и устранит практически все возможные лазейки, позволяющие взяточникам избегать ответственности. Однако, не отвергая законопроект в целом, депутаты говорили о необходимости более детально проработать его отдельные нормы.

Что предлагается изменить в "правилах игры"? По сравнению с действующим законодательством расширяется круг субъектов, подпадающих под ответственность за "коррупционные проявления", за счет отнесения к их числу иностранных должностных лиц, "а также лиц государственного органа или организации, не относящихся в соответствии с законодательством к государственным служащим, осуществляющим деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения". Дополнен перечень ограничений для лиц, претендующих на занятие должностей госслужащего. В частности, они не вправе иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев осуществления ими государственных функций в других странах, выполнять поручения политических партий, общественных организаций, а также продолжать членство в партии, когда согласно законодательству исполнение госфункций является несовместимым с принадлежностью к политической партии. Госчиновникам запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, помогать близким родственникам в ее осуществлении. Недопустима совместная государственная служба близких родственников или свойственников, находящихся в непосредственной подчиненности или подконтрольности друг другу. Если должностное лицо или кто-то из его семьи купил или принял во владение, пользование, распоряжение имущество на сумму, превышающую 2000-кратный размер базовой величины, то чиновник обязан в месячный срок предоставить все необходимые сведения об этом в кадровую службу по месту своей работы. Появляется норма, предусматривающая ответственность за коррупцию в частном секторе экономики.

Также увеличиваются нижние пределы наказаний в виде лишения свободы, и тем самым исключается возможность широкого трактования мер ответственности. В случае вступления документа в силу штраф можно будет применять в качестве не только основного вида наказания, но и дополнительного.

Вместе с тем максимально исключаются альтернативные по отношению к лишению свободы виды наказаний. В итоге в качестве основного наказания за коррупционные преступления применяется лишение свободы, а в качестве дополнительных - конфискация имущества либо штраф и лишение права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью).

Парламентарии в ходе рассмотрения проекта закона соглашались, что такой правовой акт нужен. Однако многие из выступавших отмечали недоработанность некоторых статей и невнятность формулировок. Так, по мнению депутатов, следовало бы дать более четкое определение понятия коррупция, а также расшифровку таких терминов, как покровительство, подкуп, обещание преимущества: Но настоящим камнем преткновения стала норма о введении ответственности за получение выгоды неимущественного характера. В действующем законодательстве такой нормы нет, а в законопроекте отсутствует расшифровка понятия выгода неимущественного характера.

В ходе обсуждения документа в Овальном зале разработчики объясняли, что должностное лицо может получить выгоду неимущественного характера в виде услуги, обещания преимущества за покровительство или попустительство по службе, за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию и т.д. Это может быть помощь в трудоустройстве, содействие в необоснованном карьерном росте, бесплатная путевка, строительство дачи или бани и т.д. Сюда же относится торговля связями: когда, допустим, брат или близкий друг, имеющие доступ к высокопоставленному чиновнику, берутся решить ту или иную проблему за вознаграждение. То есть чиновник, даже не получая наличных денег, имеет немалые блага.

С такими доводами депутаты соглашались: да, все эти действия относятся к коррупционным, но в законе должно быть четко прописано,  что включает понятие выгода неимущественного характера. Нечеткая формулировка допускает неоднозначное толкование, в итоге при желании можно сделать коррупционером "чуть ли не любого". В качестве примера назывались депутаты сельских Советов (законопроект приравнивал их к должностным лицам), куда избираются, как правило, доярки, механизаторы, учителя. Кстати, парламентарии ссылались и на высказывание главы государства о том, что в законе о коррупции необходимо предусмотреть самые жесткие, однозначные меры ответственности, прописанные понятным для всех языком.

Однако разработчики, по-видимому, посчитали, что документ не нуждается в доработке, и настаивали на рассмотрении первоначального варианта. В итоге проект "завис".