Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №38 (2535) от 27.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5432
EUR:
2.6454
RUB:
4.1545
Золото:
150.87
Серебро:
1.79
Платина:
77.11
Палладий:
163.04
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ОЧЕНЬ ДОРОГОЙ БИЗНЕС

Тринадцать миллионов долларов ежегодно могли бы экономить отечественные субъекты хозяйствования только на одних проверках, если бы удалось упростить существующие в стране административные процедуры хотя бы до того минимума, который уже есть сегодня в отдельных областях...
Глава представительства Всемирного банка в Беларуси Вадим ВОРОНИН:

"За последние два года в Беларуси деловой климат не улучшился, а по некоторым позициям наметился определенный регресс"

Тринадцать миллионов долларов ежегодно могли бы экономить отечественные субъекты хозяйствования только на одних проверках, если бы удалось упростить существующие в стране административные процедуры хотя бы до того минимума, который уже есть сегодня в отдельных областях.  Такой вывод сделали эксперты Всемирного банка (ВБ) и Международной финансовой корпорации (IFC) по итогам совместного исследования "Стоимость ведения бизнеса в Беларуси".

Исследование проводилось в марте 2004 г. и было третьим по счету (прежние датированы 2001 и 2002 гг.). В опросе приняли участие 600 субъектов хозяйствования, в т.ч. 103 индивидуальных предпринимателя, из 6 областей Беларуси и Минска. Были охвачены основные виды коммерческой деятельности и разные по численности предприятия.

Беларусь значительно отстает от других стран региона в развитии малого и среднего бизнеса (МСБ), потенциал последнего не используется для ускорения социально-экономического развития страны, констатировали эксперты IFC. Планы правительства по доведению доли частного бизнеса в общем объеме выручки от реализации продукции в 2005 г. до 25% были названы чересчур "амбициозными" - в 2003 г. доля предпринимательства в ВВП не превысила и 8%. При этом в данном секторе работает лишь 9% занятого населения, а на 1 тыс. жителей приходится только 3,1 малых предприятий (в Польше - 35, в Германии - 37). Кроме того, государство очень активно регулирует сферу предпринимательства. Количество нормативных правовых актов выросло с начала 90-х  более чем в 5раз - с 507 в 1991 г. до 2668 на начало 2004 г.

Среди позитивных тенденций эксперты IFC называют сокращение количества лицензируемых видов деятельности (с 1500 в 2002 г. до 350 в 2003 г.), уменьшение числа лицензий на одно предприятие (с 3,8 до 3), а также уменьшение количества видов товаров, работ и услуг, цены на которые регулируются государством (с 75 до 70). В то же время более половины принявших участие в опросе предпринимателей (51%) отметили ухудшение в 2003 г. условий лицензирования.  Для исполнения положений Декрета  Президента № 17 от 2003-07-14 г. каждый субъект хозяйствования затратил 37 рабочих дней и 124 USD. Вносить изменения в лицензионные документы или получение новых бланков лицензий пришлось 87% респондентам.

В целом же проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, существуют на всех этапах ведения бизнеса, отмечается в исследовании. Прежде всего это касается действующей процедуры регистрации новой компании, которая в Беларуси самая дорогая и длительная в евроазиатском регионе. Так, средняя стоимость регистрации в 2003 г. составила 270 USD, увеличившись по сравнению с 2002 г. в 2раза, а ее средняя продолжительность выросла на 20% - до 62 дней. В регистрационный процесс вовлечено большое число госорганов, каждый из которых применяет свои собственные процедуры, что значительно увеличивает время, затрачиваемое предпринимателем. Между тем во многих странах СНГ (Латвия, Узбекистан, Украина) уже действует принцип "единого окна", при котором регистрация занимает всего несколько дней.

По мнению предпринимателей, в Беларуси чересчур длительны и дорогостоящи различные разрешительные процедуры. Так, получение одного разрешения на строительство занимает в среднем 257 дней и стоит 1004 USD, лицензии - 39дней и 260 USD, сертификата соответствия на партию товара - 22дня и 214 USD. При этом в 2003г. каждый субъект хозяйствования получал 3 лицензии и 10 сертификатов качества. К слову, процедура обязательной сертификации является одной из самых длительных и дорогостоящих в Беларуси. В минувшем году на ее прохождение субъектам хозяйствования потребовалось в среднем 315 дней и 2695 USD. При этом 60% предпринимателей, прошедших процедуру сертификации, вынуждены проходить в отношении тех же товаров процедуру гигиенической регистрации (получение одного гигиенического разрешения занимает 17 дней и стоит 111 USD). Во многом такая ситуация связана с дублированием многих позиций в перечнях, а также с часто меняющимися правилами регулирования, отмечали предприниматели. Например, условия сертификации продукции за последние шесть лет менялись более 10 раз.

Более 60% субъектов хозяйствования отметили, что в 2003 г. значительно усилился контроль со стороны государства за ценами на производимую ими продукцию. Это касается большинства предприятий сферы услуг, оптовой и розничной торговли, а также производственных предприятий. Причем контролю подвергались и те субъекты хозяйствования, которые сами вправе устанавливать цены. Всего же контролем за формированием цен занимались 11 госорганов. Однако еще большее число государственных организаций (порядка 20) следит за деятельностью предприятий. В минувшем году были проверены 90% всех субъектов хозяйствования, каждый из которых подвергался проверкам в среднем 12 раз продолжительностью 60 дней. Это самый высокий показатель в странах с переходной экономикой. Средние потери по итогам проверок для одного предприятия увеличились с 572 USD в 2002г. до 812 USD в 2003 г. При этом проверки, как правило, носят фискальный характер. Чаще всего они завершаются штрафными санкциями, которые в среднем для одного предприятия составили в минувшем году 778 USD. Самые высокие затраты предприятий связаны с проверками КГК. Средний размер штрафов со стороны последнего составил 3436 USD.

В исследовании отмечается, что в 2003 г. уровень т.н. "добровольных" и неофициальных платежей предпринимателей по сравнению с предыдущим годом увеличился в два раза, соответственно со 186 до 285 USD и с 135 до 360 USD. В то же время в два раза снизился уровень конфискации товаров...

Еще один вывод, сделанный по итогам исследования, свидетельствует об отсутствии единообразия практики правоприменения в Беларуси. Существуют значительные региональные различия в количестве и продолжительности процедур (регистрации, лицензирования, проверок), а также в размере затрат предприятий, связанных с их проведением. Так, например, если в Минской области получение лицензии занимает в среднем 39 дней и  стоит 336 USD, то в Брестской - 35дней и 183 USD.

По мнению экспертов IFC, если упростить административные процедуры хотя бы до того минимума, который уже есть сегодня в отдельных областях, то только на одних проверках субъекты хозяйствования смогли бы сэкономить более 13 млн. USD в год, а это больше, чем государство тратит на поддержку и развитие предпринимательства в стране.

То, что проблемы в сфере частного бизнеса существует и их необходимо решать, признают и на самом высоком уровне. Выступая 17 ноября перед новым составом белорусского парламента, Александр Лукашенко подверг критике работу гос- аппарата: "Если спросить любого предпринимателя, с чем ему пришлось столкнуться, чтобы получить лицензию, сертификат на продукцию, растаможить товар, снять в аренду помещение, - ничего хорошего в адрес государственных чиновников не скажешь..." По словам Президента, власть в большом долгу перед предпринимателями. А долги, как известно, надо возвращать: