$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ОЦЕНИВАЯ ПРОЙДЕННЫЙ ПУТЬ

30.12.2011

Cоветник Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства Татьяна БЫКОВА:

— Для субъектов хозяйствования уходящий год был очень напряженным, что прежде всего связано с ситуацией на валютном рынке. Со сложностями довелось столкнуться как представителям малого и среднего предпринимательства, поскольку в их рядах сосредоточена основная масса импортеров, так и крупным производственным предприятиям, которым пришлось переоценивать валютные активы, что увеличило налогооблагаемую базу. На фоне инфляции и девальвации многие ИП вышли за пределы лимита выручки плательщиков единого налога и вынуждены были его доплачивать. И самое главное — сократился объем платежеспособного спроса со стороны населения, а также изменилась его структура. Люди стали относительно больше покупать товары первой необходимости, в частности продукты питания, и сократили расходы на товары длительного пользования. А это, в свою очередь, повлияло на предложение со стороны производителей.

Вместе с тем, как показывают данные статотчетности, количество субъектов хозяйствования, в том числе ИП, продолжало расти. Не могу сказать точно, является это следствием улучшения предпринимательского климата или результатом ухудшения ситуации в госсекторе и секторе крупного бизнеса, что вынуждает население развивать самозанятость, но, полагаю, процесс развития частного бизнеса стал необратимым. Своевременными на этом фоне стали требования главы государства о том, что частный бизнес следует переориентировать на реальный сектор, озвученные им в ходе недавнего совещания. На мой взгляд, в условиях ограниченности ресурсов государству необходимо выделить наиболее перспективные направления, чтобы на них сосредоточить финансирование. Кроме того, следует разработать четкую государственную политику, которая способствовала бы улучшению отраслевой структуры малого и среднего бизнеса, развитию субконтрактных отношений, франчайзинга. Тех механизмов, которые во всем мире помогают МСП взаимодействовать с крупным бизнесом.

Если оценивать уходящий год с точки зрения формирования правовых условий, то он был достаточно неплохим. Своевременным оказался Указ Президента от 9.08.2011 № 349, которым была поднята верхняя планка объема выручки, позволяющей применять упрощенную систему налогообложения. Четко и комфортно для бизнеса прописан порядок перехода от одной системы налогообложения к другой. Этот законодательный акт стал своеобразным ответом на инфляционные и девальвационные вызовы этого года. А принятие Указа от 14.03.2011 № 107, позволяющего выкупать в рассрочку арендуемые у государства здания, сооружения и изолированные помещения, будет способствовать процессу реструктуризации собственности, развитию частного бизнеса в сфере производства продукции, работ и услуг.

В целом же наличие Директивы № 4 позволило, по крайней мере, не ухудшить условия ведения бизнеса. В частности, деловому сообществу удалось добиться того, что не был принят новый правовой акт в области регулирования контрольной деятельности, предусматривающий «выведение» надзорных функций из сферы действия Указа от 9.03.2010 № 510 и предоставляющий надзорным органам весьма широкие полномочия. Это стало возможно благодаря широкому обсуждению подготовленного проекта документа с участием представителей деловых кругов, что все больше и больше входит в практику законотворческой деятельности опять же благодаря требованиям Директивы № 4.

Что же касается последних попыток ужесточить ценовое регулирование, то они разочаровывают. В условиях открытости Единого экономического пространства это может только привести к деструктивным изменениям на рынке. Рынки ЕЭП подобны сообщающимся сосудам, и если производителям не будет выгодно продавать в Беларуси, то товарные потоки очень быстро переориентируются в соседнюю Россию. Надо выбирать что-то одно: либо мы всецело регулируем сверху донизу, либо перестраиваемся на работу на рыночных условиях. Иначе эффективности никогда не достигнуть.

Председатель Белорусского союза предпринимателей Александр КАЛИНИН:

— Это был год несбывшихся надежд, вселенных в деловое сообщество подписанием Директивы № 4 и объявлением 2011-го годом предпринимательства, что предполагало серьезный прорыв в улучшении деловой среды.

Объективно надо сказать, что некоторые вопросы решены. Расширена сфера применения свободного ценообразования, значительно улучшена регистрация бизнеса и собственности, упрощен оборот наличных денег (отменена излишняя регламентация в виде лимитов касс), а под конец года ИП получили подарок в виде упразднения книги учета движения товаров.

Всерьез началось осмысление того, что в стране необходимо снизить налоговую нагрузку в целях обеспечения конкурентоспособности белорусских товаропроизводителей на рынках ТС и ЕЭП. Так, приняты решения о снижении со следующего года ставки налога на прибыль и налога при упрощенной системе налогообложения. Кроме того, удалось добиться частичного расширения границ применения УСН — того, чего бизнес давно просил и что было записано в Директиве.

Почему же 2011-й — это год несбывшихся надежд? Прошел он под знаком валютно-финансового кризиса, и частный бизнес в результате двойной девальвации потерял до 60% оборотного капитала. На всех уровнях буксует реализация Директивы № 4 и принятого в ее развитие плана правительства. Не появились принципиальные решения по антимонопольному органу, по развитию конкуренции, по малой приватизации. Не дождались мы принятия изменений в КоАП и другие законодательные акты, устраняющие репрессивность нашего законодательства. К сожалению, для огромного количества чиновников Директива № 4 так и не стала руководством к действию. Недавнее обсуждение данной проблемы на Президиуме Совмина показало, что из мероприятий по плану реализации Директивы на этот год выполнено только 35%. Более того, ряд органов госуправления пытаются снять с контроля мероприятия Директивы как отработанные по формальному признаку после подготовки проектов нормативных актов. То, что согласование таких проектов зависает и реальные условия хозяйствования не улучшаются, их почему-то не особо беспокоит. Бизнес-сообщество категорически против такого подхода, о чем письменно уведомило премьер-министра.

Надежды были связаны и с обозначенной правительством целью войти в число 30 стран с наилучшими условиям хозяйствования согласно рейтингу Doing Business. Однако и по этому рейтингу, если не выдергивать его отдельные позиции вроде регистрации нового бизнеса, мы топчемся на месте. Более того, в последние годы наметился некоторый откат назад. В 2010-м страна заняла общее 58-е место, в 2011 г. — 68-е, а на 2012 г. нам присудили 69-е. Некоторое улучшение ситуации с налогообложением не меняет общей картины, поскольку как раз невыполнение раздела Директивы по преодолению монополизма тянет Беларусь назад. Как только в рамках рейтинга на 2012 г. добавили 10-й индикатор — доступ к электроэнергии, мы там оказались на 175-м месте среди 183 стран, поскольку в этой сфере у нас государственная монополия с очень жесткими и завышенными требованиями.

Нас беспокоят регулярные попытки закрутить назад те немногие послабления в условиях хозяйствования, с которыми постоянно сталкиваешься, несмотря на действие Директивы № 4. Это и попытка ужесточить контрольный механизм через изменение Указа № 510, и предложение закрепить в законодательстве ценовой контроль налоговых органов при расчете налога с прибыли. Если контролеры посчитают, что цена реализации занижена, то им может быть предоставлено право доначислять налог. Подобная постановка вопроса очень спорна, особенно в условиях высокой инфляции и обозначенной правительством задачи по ее снижению. К сожалению, я не вижу стройного целенаправленного движения вперед, а только определенное топтание на месте и некоторые взаимоисключающие движения.

Поэтому в целом уходящий год следует признать очень сложным. Надежды, которые бизнес возлагал на серьезную либерализацию условий хозяйствования, не оправдались. Но мы все оптимисты и надеемся, что следующий год подтолкнет правительство к более решительным шагам. Ведь стране необходимо бороться за создание конкурентных преимуществ для отечественного бизнеса в рамках ЕЭП.

Председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир КАРЯГИН:

— Есть хорошее, есть и плохое. Хорошее — Национальная платформа бизнеса наконец-то попала в центр внимания правительства, и за короткое время создан «плацдарм» ее рассмотрения в духе Директивы № 4. Сформирована рабочая группа во главе с министром экономики Николаем Снопковым, в которую вошли представители наиболее активных бизнес-ассоциаций, готовые системно, комплексно работать по реализации деловых предложений.

Однако плохо то, что, во-первых, выполнение Директивы № 4 и правительственного плана по ее реализации идет медленно и противоречиво. Наблюдаются попытки чиновников отчитаться за несделанную работу. Во-вторых, многие органы госуправления не только не приступили к работе общественно-консультативных советов, как то предполагает Директива, но даже не создали их. При этом чиновники, не выполняя указания Президента и правительства, остаются на своих должностях, что очень странно. В-третьих, несмотря на объявление 2011-го годом предприимчивости, индивидуальным предпринимателями так и не разрешили привлекать наемных работников, а День предпринимателя не был утвержден. Мы не продвинулись по пути превращения арендаторов в собственников площадей. Вроде бы разговоров об этом стало больше, но результата пока нет. По этой причине, полагаю, замедлился и приток прямых иностранных инвестиций в экономику Беларуси. Ведь зарубежный инвестор вкладывает деньги более чем на 90% в частный сектор. Его не интересуют сегодня госпредприятия, принадлежащие «размытому» собственнику.

В ЕЭП мы входим ослабленными. У наших партнеров по этому объединению нет потрясений на валютно-финансовых рынках, давно прошла приватизация, в экономике доминирует частный сектор, имеется полноценная финансовая инфраструктура, избыточные средства для инвестиций. Всего этого у нас нет.

Мы готовим Национальную платформу бизнеса Беларуси–2012 с учетом этих факторов и в ближайшее время представим правительству наши предложения. Правда, теперь мы вряд ли сможем обойтись только диалогом с нашим правительством. Национальную платформу бизнеса надо разрабатывать с участием деловых кругов России и Казахстана и представлять правительствам трех стран. Сегодня Беларусь частично потеряла суверенитет в вопросах взаимодействия со странами ВТО и бывшего ТС. Много вопросов и процедур надо согласовывать минимум еще с двумя странами, а не только у себя в Беларуси. Мы потеряли время — самый главный и дорогой ресурс. Поэтому уходящий 2011 г. считаю неудачным для национальной экономики и бизнеса. И следующий год, мы понимаем, будет одним из самых трудных, т.к. стране придется решать уравнение со многими неизвестными на сегодня переменными. Однако мы полны оптимизма и желания работать, поэтому на 29 февраля 2012 г. наметили проведение очередной Ассамблеи деловых кругов Беларуси.

Председатель БСПН им. М.Кунявского Георгий БАДЕЙ:

— Оценить итоги 2011 г. однозначно весьма сложно. Проще это сделать по отдельным направлениям. С точки зрения непосредственно ведения бизнеса можно сказать, что год был экстремальным. Закрытие с февраля доступа на валютный рынок, появление множественности курсов и последующие за этим двойная девальвация, шоковый рост цен на все виды ресурсов и снижение платежеспособного спроса потребовали от бизнеса переосмысления и пересмотра стратегий деятельности и развития. Спешно началась переориентация производства на внешние рынки, прежде всего — на Россию.

Среди отдельных неприятных событий стоит также выделить решение по «Пинскдреву», а именно введение государственного управления в частной организации! Последовавшие за этим попытки распространить «опыт» «Пинскдрева» на другие акционерные общества только подрывали доверие к политике либерализации и к самой Директиве № 4.

Хотя в целом с точки зрения бизнес-климата принятие Директивы № 4 стало безусловно положительным явлением, как и появление в ее развитие около 50 нормативных правовых актов в качестве основы для либерализации и дебюрократизации. Новые возможности для диалога бизнеса и власти предоставили заседания общественно-консультативных советов. Пусть с опозданием, но произошла корректировка механизмов регулирования экономики, в т.ч. был открыт валютный рынок, снижено регулирование в ценообразовании и оплате труда. Кроме того, с принятием документов по ЕЭП появился шанс на дальнейшую либерализацию условий хозяйствования в Беларуси. А вот с западным направлением нам явно не везло. Последствиями 19 декабря прошлого года стало падение имиджа Беларуси на Западе, а также фактическое замораживание отношений в рамках Восточного партнерства.

Что касается жизни нашего бизнес-союза, то удачной новой формой стали выездные заседания правления на базе ОАО «Институт «Гомельпроект» и ЗАО «Гомельлифт». Нам удалось организовать содержательные дискуссии в рамках Республиканского клуба директоров, тематических конференций и круглых столов. А проведение Ярмарки инновационных идей–2011 позволило не только укрепить взаимодействие с государственными органами, но и содействовать продвижению инновационных разработок в производство. Удачным было взаимодействие БСПН с фондом «Евразия» и Восточным комитетом германской экономики по реализации ряда проектов и мероприятий.

Хотя есть и определенная неудовлетворенность в том, что союз не смог оказать существенной помощи всем нуждающимся и обратившимся за ней в БСПН. Будем совершенствовать свою работу в новом году.

К слову

Аналитическая группа БСПН в недавно подготовленной записке обращает внимание на источники поддержания и развития белорусских организаций. Общепринято, что для нормальной экономики характерным является, по крайней мере, самофинансирование простого воспроизводства и привлечение кредитных ресурсов лишь для расширенного воспроизводства. В белорусской же социально-ориентированной модели вся работа построена на долгах. На 1 ноября т.г. суммарная задолженность субъектов хозяйствования составила 275,7 трлн. Br, в т.ч. кредиторская — 126,9 трлн., по кредитам и займам — 148,8 трлн. Br. Рост по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. — 216%, 225% и 208,9% соответственно. Для сравнения объем ВВП в январе—октябре составил в текущих ценах 216,8 трлн. Br (рост 165,2%). То есть, для обеспечения 1% прироста ВВП потребовалось 1,3% прироста суммарной задолженности.

Развитие предприятий на основе привлечения кредитных ресурсов — общепринятая практика. Но всегда присутствует такая составляющая, как эффективность и окупаемость привлеченных ресурсов. Представляется, что директивные задания по привлечению средств, в т.ч. иностранных, не всегда учитывают последнее. В результате закредитованность многих субъектов хозяйствования принимает угрожающий характер. И не случайно более 60% общего числа организаций имели на 1.11.2011 г. просроченную кредиторскую задолженность.

Из этого следует, что, во-первых, такое развитие нельзя признать эффективным и целесообразным. Во-вторых, оно может продолжаться до тех пор, пока имеются кредиторы, отмечают авторы записки.

Аналитики БСПН также обращают внимание на отрицательное сальдо пассивов и активов белорусских субъектов хозяйствования, которое на 1.11.2011 г. составило 76,4 трлн. Br, что в 1,8 раза больше, чем на начало года. С таким «багажом» трудно рассчитывать на высокие результаты в наступающем 2012 г. Кроме того, задолженность организаций по кредитам коммерческих банков на эту же дату составила 118,6 трлн. Br. А это значит, что при действующей ставке рефинансирования (45% годовых) более 50 трлн. Br или около 20% вновь созданной (добавленной) стоимости должны быть направлены на погашение процентов по кредитам. При таких соотношениях перспективы для субъектов хозяйствования реального сектора экономики малопривлекательны, полагают в бизнес-союзе.