Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Консультации
28.02.2017 17 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Обжалуем решение инспекции по труду

Соблюдение законодательства о труде и об охране труда контролируют Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты (далее – Департамент) и его территориальные подразделения. Решения, вынесенные по результатам проверок, можно оспорить, если проверяемый субъект готов доказать их неправомерность.

Все проверки, проводимые Департаментом и его структурными подразделениями, подразделяются на плановые и внеплановые.

По результатам проверки, выявившей нарушения законодательства о труде, составляется акт проверки. Он оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки в случае, если проверяющих было несколько) в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки с указанием даты подписания. При этом дата подписания акта проверки проверяющим (руководителем проверки) является датой его составления.

При проведении совместной проверки ее результаты оформляются проверяющими каждого контролирующего (надзорного) органа в отдельном акте проверки. Если совместная проверка проводится по инициативе контролирующего (надзорного) органа, один экземпляр акта проверки после вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю передается контролирующему (надзорному) органу, инициировавшему проверку.

В акте проверки госинспектор отражает все выявленные нарушения. При этом он обязан указать, какой именно пункт конкретного нормативного правового акта нарушен. В акт проверки включаются все допущенные проверяемым субъектом нарушения трудового законодательства, в т.ч. устраненные в ходе проверки.

Нельзя включать в акт не подтвержденные документально факты и данные о деятельности проверяемого субъекта.

В акте проверки могут излагаться предложения об устранении выявленных нарушений.

Представителю проверяемого юридического лица необходимо учитывать, что в акте проверки не допускаются неоговоренные исправления. Если в акте обнаружены ошибки (описки), неполное выяснение обстоятельств либо по результатам дополнительных проверок необходимо внести изменения и (или) дополнения в этот акт, в него вносятся изменения и (или) дополнения.

Акт проверки в течение 2 рабочих дней со дня его подписания проверяющим (руководителем проверки) вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю.

Если представители проверяемой организации не согласны с изложенными в акте проверки нарушениями, при подписании акта перед подписью обязательно необходимо указать на наличие возражений по акту.

Проверяемый субъект также имеет право заявить возражения по составленной по результатам проверки справке (справка составляется в случае, если нарушения законодательства о труде в ходе проверки не выявлены). Однако по понятным причинам возражения по поводу составленной госинспектором труда справки по результатам проверки маловероятны.

Возражения по содержанию акта проверки проверяемый субъект должен не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта представить в письменном виде в структурное подразделение Департамента, проводившее проверку.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучает проверяющий (руководитель проверки) и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись.

При необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, проверяющий (руководитель проверки) не позднее 2 рабочих дней со дня поступления возражений проверяемого субъекта по акту проверки обращается к начальнику областного, Минского городского управления Департамента за разрешением провести дополнительную проверку. Последний, в свою очередь, в течение 3 рабочих дней принимает решение о назначении дополнительной проверки и выдает предписание на ее проведение либо информирует проверяющего (руководителя проверки) об отказе в назначении дополнительной проверки.

Срок проведения дополнительной проверки не может превышать 10 рабочих дней. При дополнительной проверке изучается исключительно правомерность аргументов, изложенных в возражении проверяемого субъекта.

Если проводилась дополнительная проверка, письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.

Если проверяемый субъект в установленном порядке подал возражения на акт, то в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям директор Департамента (его заместители), начальник областного, Минского городского управления Департамента (его заместители), начальник межрайонного отдела Департамента (лицо, исполняющее его обязанности) выносит решение по акту проверки (если нет необходимости выдавать требование на устранение нарушений) или требование (предписание) об устранении нарушений.

Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней и только по решению Министра труда и соцзащиты или его уполномоченного заместителя.

Первый экземпляр решения по акту проверки (требования об устранении нарушений) вручается (на­правляется заказным письмом с уведомлением о вручении) под роспись проверяемому субъекту или его представителю для устранения выявленных нарушений, второй – остается для осуществления контроля в структурном подразделении Департамента, вынесшем данное решение и (или) требование.

Решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений обязательны для исполнения проверяемым субъектом.

О выполнении каждого пункта требования об устранении нарушений проверяемый субъект в сроки, установленные в этом требовании (предписании), письменно сообщает контролирующему органу, проводившему проверку.

Невнесение должностным лицом Департамента записи о проведении проверки в книгу учета проверок (при представлении данной книги), нарушение должностным лицом Департамента установленного порядка назначения проверки (в т.ч. ее необоснованное назначение) являются основаниями для признания проверки незаконной.

Решение о признании проверки незаконной принимает директор Департамента (исполняющий его обязанности), начальник областного, Минского городского управления Департамента (исполняющий его обязанности), в т.ч. по заявлению (жалобе) проверяемого субъекта.

Заявление (жалоба) о признании проверки незаконной может быть подано проверяемым субъектом в течение 10 дней со дня начала проверки и рассматривается должностным лицом Департамента в течение 10 дней со дня его получения. Пропуск срока подачи заявления (жалобы) является основанием для отказа в его рассмотрении.

Проверяемый субъект имеет право обжаловать решения проверяющего (руководителя проверки) по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих, если он полагает, что нарушены нормы Положения о порядке организации и проведения проверок, утв. Указом Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», или иного акта законодательства, либо нарушены его права.

Решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих могут быть обжалованы у начальника межрайонного отдела (лица, исполняющего его обязанности), начальника областного, Минского городского управления Департамента (лица, исполняющего его обязанности), директора Департамента (лица, исполняющего его обязанности), которому проверяющие подчинены.

Однако это правило не распространяется на решения и действия (бездействие) госинспекторов, принятые (осуществленные) в ходе административного процесса.

При этом срок подачи такой жалобы составляет 30 календарных дней со дня вынесения соответствующего документа.

Пропуск срока подачи жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении. В случае пропуска срока подачи жалобы по уважительной причине этот срок по заявлению проверяемого субъекта может быть восстановлен.

По итогам рассмотрения жалобы на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений должностное лицо Департамента вправе:

– оставить решение, требование (предписание) без изменения, а жалобу без удовлетворения;

– отменить решение, требование (предписание) полностью или частично;

– отменить решение, требование (предписание) и назначить дополнительную проверку;

– внести изменения в решение, требование (пред­писание).

По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) проверяющего вышестоящее должностное лицо Департамента вправе удовлетворить жалобу или нет.

Решение по жалобе в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись.

Обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности

Госинспектор труда обязан не только выявлять и устранять нарушения законодательства о труде, но и составлять протоколы, а также рассматривать дела об административных правонарушениях.

Органы, ведущие административный процесс, их должностные лица, а также подведомственность дел об административных правонарушениях установлены главой 3 Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях (ПИКоАП).

Согласно ч. 1 ст. 3.23 ПИКоАП органы Департамента рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 9.17 и 9.18, ч.ч. 1 и 4 ст. 9.19, ст.ст. 9.20, 9.25 и 23.16 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Департамента.

От имени органов Департамента дела об административных правонарушениях вправе рассматривать директор, начальники управлений, отделов этого Департамента и их заместители, начальники межрайонных отделов областных управлений этого Департамента и их заместители.

При проведении проверок по соблюдению законодательства о труде, а также при рассмотрении обращений граждан о нарушениях трудового законодательства госинспекторы труда составляют протоколы и рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.18, ч.ч. 1 и 4 ст. 9.19, ст. 9.25 и ст. 23.16 КоАП.

При выявлении нарушений законодательства о труде инспектор труда обязательно проводит опрос лица, в отношении которого ведется административный процесс. Поэтому необходимо как можно подробнее изложить в объяснении обстоятельства дела. Это может пригодиться при обжаловании постановления по делу об административном правонарушении.

Юридическое лицо, должностное лицо юридического лица, ИП к административной ответственности не привлекаются в случае выявления нарушений законодательства о труде при проведении внеплановой проверки по заявлению проверяемого субъекта.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, их представителями, защитником (ст. 12.1 ПИКоАП).

Жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в Департамент (вышестоящему должностному лицу Департамента) или в суд в течение 10 суток со дня объявления постановления, а лицом, в отношении которого вынесено постановление, отсутствовавшим при рассмотрении дела, – не позднее 10 суток со дня получения постановления.

Жалоба (протест), поданная с пропуском срока или с нарушением установленного порядка, возвращается лицу, подавшему жалобу или принесшему протест, о чем выносится постановление.

В случае пропуска по уважительным причинам срока обжалования или опротестования постановления по делу об административном правонарушении лица, имеющие право на подачу жалобы или принесение протеста, могут ходатайствовать перед судом, долж­ностным лицом, уполномоченным рассматривать жалобу (протест), о восстановлении пропущенного срока (ч. 1 ст. 12.5 ПИКоАП).

В жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должны быть обязательно указаны:

– должностное лицо (суд, орган), которому адресуется жалоба;

– фамилия, имя, отчество (наименование) лица, подающего жалобу, его место жительства (место пребывания) или место нахождения и процессуальное положение в деле об административном правонарушении;

– обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении (дата, номер, орган, вынесший постановление);

– доводы для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении.

Жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, либо его представителем. К жалобе, поданной защитником или представителем, прилагается документ, подтверждающий их полномочия.

Жалоба, не соответствующая предусмотренным требованиям, считается поданной, но возвращается должностным лицом органа, уполномоченного рассматривать жалобу, с назначением срока для устранения недостатков. В случае пропуска назначенного срока жалоба считается неподанной.

Должностное лицо, уполномоченное рассмотреть жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, рассматривает ее в месячный срок со дня ее поступления.

При рассмотрении жалобы (протеста) суд, должностное лицо, уполномоченные рассматривать жалобу (протест), проверяют законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении (ст. 12.8 ПИКоАП).

Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, потерпевший, их представители, защитник вправе присутствовать при рассмотрении жалобы (протеста), давать объяснения и представлять дополнительные материалы в обоснование своих требований. По результатам рассмотрения жалобы (протеста) выносится постановление.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by