Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Валютный рынок
09.08.2016 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Обязанности будет меньше

Размер обязательной продажи валютной выручки в Беларуси с 1 сентября снижается с 30 до 20%. Такое решение содержится в постановлении Правления Нацбанка от 1.08.2016 № 424, которым вносятся изменения в Инструкцию о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, утв. постановлением Правления Нацбанка от 13.09.2006 № 129.

По мнению регулятора, данная мера позволит активизировать инвестиционную и деловую активность белорусских субъектов хозяйствования, станет дополнительным шагом в направлении гармонизации валютного законодательства в рамках Евразийского экономического союза и будет способствовать созданию равных условий для экономических субъектов государств ЕАЭС по развитию их экспортного потенциала.

Подобной либерализации валютного законодательства белорусский бизнес ждет давно – почти все время своего существования. Продажа части валютной выручки государству была введена еще в начале 90-х. По сути, это дополнительный налог на экспортеров, размер которого варьируется в зависимости от различия между официальным курсом, по которому приходится продавать валюту, и рыночным. В некоторые периоды разрыв был весьма значительным, тем более что и размер обязательной продажи иногда возрастал. Так, в конце 90-х он составлял 40% (включая 10% на дополнительной сессии БВФБ), затем вернулся к 30% – до очередного кризиса. В разгар последней обвальной девальвации рубля 20 декабря 2014 г. лимит продажи был поднят с 30 сразу до 50%, в феврале 2015 г. он снизился до 40, в апреле 2015 г. – вернулся до 30%. Теперь он опускается до исторического минимума.

Что это принесет белорусской экономике?

Можно только приветствовать стремление регулятора обеспечивать стабильность валютного рынка не административными, а рыночными методами воздействия, адекватной денежно-кредитной политикой. Снижение размера обязательной продажи валютной выручки вряд ли существенно скажется в настоящее время на объемах поступлений в международные резервные активы. При стабильной ситуации на валютном рынке одним из источников пополнения резервов может стать покупка Нацбанком иностранной валюты в случаях превышения ее предложения над спросом. Кстати, в предыдущие годы объем обязательной продажи и ее доля в общем обороте валютного рынка страны постоянно менялись, причем порой довольно иррационально (см. диаграмму).

Предприятиям – экспортерам все равно придется продавать валюту, чтобы выплачивать зарплату и налоги, рассчитываться с местными поставщиками. Но часть валюты им нужна для покупки за рубежом сырья и комплектующих, погашения кредитов, выплаты дивидендов. Поэтому многим предприятиям приходится сначала продавать часть валютной выручки, а потом покупать у банков доллары, евро и прочую валюту уже по другому курсу. Это приносит доход банкам, а реальному сектору – дополнительные расходы на конвертацию. Возникают также потери из-за курсовых колебаний. Все это негативно сказывается на прибыли. Поскольку арсенал эффективных инструментов хеджирования у белорусских компаний ограничен, им останется закладывать свои риски в цену продукции, что делает ее менее конкурентоспособной.

Кроме того, обязательная продажа части валютной выручки является инструментом ограничения трансграничного движения капитала, что подрывает доверие к белорусскому рублю и существенно повышает риски инвестирования. Обязательная продажа валютной выручки затруднят субъектам хозяйствования доступ к кредитам, ухудшает инвестиционную привлекательность страны и косвенно способствует усилению инфляции. Поэтому у компаний появляются стимулы для поиска схем, позволяющих сократить объем обязательной продажи, вплоть до сокрытия части валютной выручки за рубежом, в т.ч. в оффшорах. А поскольку несоблюдение требований по поступлению выручки от экспорта – серьезное нарушение, то возникла особая сфера контроля за движением капитала. Это создает дополнительные риски ведения бизнеса в Беларуси.

Не случайно освобождение от обязательной продажи валютной выручки было одной из самых весомых преференций для иностранных и отечественных инвесторов и едва ли не главным фактором выбора формы и места организации бизнеса. К тому же у наших основных партнеров по Евразийскому экономическому союзу – России и Казахстана – обязательной продажи валютной выручки вообще нет. Правда, в июне прошлого года в Госдуму РФ вносился законопроект об ее введении (до 50%), но был отклонен.

Напомним, ст. 64 Договора о ЕАЭС предусматривает проведение согласованной валютной политики, которая, в частности, предусматривает поэтапную гармонизацию и сближение подходов в этой сфере «в том объеме, в каком это соответствует сложившимся макроэкономическим потребностям интеграционного сотрудничества», а также неприменение действий, которые могут негативно повлиять на развитие интеграционных процессов, а в случае их вынужденного применения – минимизацию последствий. Кроме того, стороны обязались проводить экономическую политику, направленную на повышение доверия к национальным валютам государств – членов, как на их внутреннем, так и на международных валютных рынках. Одной из мер, обеспечивающих проведение согласованной валютной политики, должна стать отмена обязательной продажи части валютной выручки в нашей стране.

К сожалению, белорусские власти пока не в состоянии отказаться от одного из основных источников поступления валюты на внутренний рынок и в золотовалютные резервы. Но шаг, предпринятый сейчас Нацбанком, позволяет надеяться, что когда-нибудь отмена обязательной продажи валютной выручки все-таки состоится.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений