$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Обсуждение на длинную дистанцию©

24.11.2015

 

Новая программа с фондом предусматривает получение Беларусью кредита до 3 млрд. USD. Для реализации кредитной программы весной этого года стороны подготовили дорожную карту по структурному реформированию экономики. Однако содержание этой программы остается скрытой от общественности.

В сообщении Нацбанка отмечается, что «в ходе состоявшихся переговоров сторонам удалось существенно сблизить свои позиции. Учитывая, что разрабатываемые совместные меры, направленные на повышение конкурентоспособности и обеспечение устойчивого развития белорусской экономики, должны носить комплексный и всеобъемлющий характер, их детальное обсуждение с экспертами МВФ будет продолжено в течение ближайшего времени».

В свою очередь, в опубликованном на сайте МВФ сообщении говорится, что цель визита состояла в оценке произошедших в последнее время изменений в экономике и обсуждении новой экономической программы, которая могла бы быть поддержана финансовыми ресурсами фонда. Также приводится заявление главы миссии Питера Долмана: «Персонал МВФ и официальные органы Республики Беларусь добились существенного прогресса в обсуждении ряда мер экономической политики, которые могли бы быть поддержаны договоренностью о трехлетней программы в рамках Механизма расширенного финансирования (ЕФФ). Для обсуждения некоторых вопросов требуется больше времени. В предстоящие несколько недель предполагается дистанционно продолжить их обсуждение».

Ранее Президент Беларуси Александр Лукашенко 17 ноября на встрече с П.Долманом заявил, что знаком с предложениями МВФ по перспективам отношений с Беларусью. «Должен сказать, что у меня ни один пункт, который предлагается, не вызывает никакого отторжения, никакой аллергии», – сказал он. Предложения фонда, по словам главы государства, основаны на абсолютно объективных законах экономики. «Формула одна: получаешь услугу – плати за эту услугу в полном объеме, – сказал Президент. – Будь то электричество, тепло, транспортное обслуживание и так далее». Остается лишь уточнить сроки. По словам А.Лукашенко, белорусская сторона настроена на то, «чтобы предложения, которые мы выработали вместе с вами, реализовались в предельно короткие сроки».

Между тем еще недавно Президент достаточно скептически высказывался о проведении в Беларуси каких-либо реформ, кроме «производить побольше – продавать подороже». Тем не менее власти страны продолжают работать над реализацией новой программы с МВФ. Но специалисты фонда ставят главным условием нового финансирования гарантии проведения глубоких структурных реформ, которые включают не только повышение коммунальных расходов для населения, но и ряд преобразований в финансовой, социальной и иных сферах. Самая чувствительная среди них тема – сокращение вмешательства государства в экономику и приватизация. С точки зрения специалистов МВФ – это неизбежный путь к повышению эффективности экономики. Но у нас некоторым за попыткой «разрезать государственную народную собственность и раздать» видится попытка «сломать политический строй, государственное устройство Беларуси».

Во время встречи с главой миссии МВФ А.Лукашенко подчеркнул, что в Беларуси, нравится это фонду или нет, не намерены ломать выработанную схему социального государства. «Просто смысл в том, что мы не можем бросить ни одного ребенка, ни одного старика, инвалида без помощи нашего общества, государства, – подчеркнул Президент. – В этом смысл социального государства. Мы не можем их просто выбросить на обочину дороги, по которой мы идем».

Проблема в том, что «выработанную схему» было все труднее финансировать уже несколько лет назад. А с падением мировых цен на нефть и доходов от нефтепеработки поддержание имиджа социального государства все больше становится не по карману. Евразийская интеграция пока не принесла ожидаемых плодов, а у России становится все меньше ресурсов для оплаты лояльности своих союзников. Поэтому приходится искать деньги на Западе, прежде всего у МВФ, который по своему статусу является своеобразной «скорой помощью» для тонущих экономик. Но фонд дает деньги на таких условиях, которые обеспечивают восстановление платежеспособности должника. Он не требует от правительств кардинального изменения внешней и внутренней политики, а может лишь дать рекомендации, на основании которых правительство само составляет пакет предложений и подписывает с МВФ соответствующий меморандум. Но затем фонд как кредитор уже получает право требовать выполнения взятых на себя обязательств. Отчасти это позволяет властям кредитуемой страны переадресовать политическую ответственность за непопулярные реформы на фонд. Неудивительно, что правительства ряда стран воспользовались такой возможностью, объясняя ухудшение благосостояния населения, а заодно и собственные просчеты рецептами МВФ, которые, кстати, часто выполняются лишь частично, а то и вообще игнорируются. Есть такой опыт и у Беларуси. И потому путь к деньгам МВФ остается весьма тернистым.

Вадим ЛЕБЕДЕВ