Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Итоги
24.02.2017 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Общий результат и персональная ответственность

Итоги работы экономики в январе 2017 г. в правительстве в целом считают позитивными. Если бы не сокращение поставок нефти, основные показатели могли бы выйти на запланированный уровень. Итоги января и меры по выходу на положительную динамику роста в I квартале т.г. были рассмотрены на заседании Президиума Совета Министров 21 февраля.

Отставание от плана составило всего 0,1%, отметил премьер-министр Андрей Кобяков: уточненные цифры ВВП по январю – 99,5% к 2016 г. при прогнозе на I квартал – 99,6%. Основная причина сохранения спада, по мнению главы правительства, – недопоставка нефти из РФ. «Год назад мы переработали в январе нефти на 0,8 млн. тонн больше. За счет этого фактора потеряли 3,3 процентных пункта в промышленности, 4,5 – в оптовой торговле. В итоге потеряли 1,5% ВВП, – считает глава правительства. – То есть при поставке нефти на уровне прошлого года ВВП был бы 101%». К сожалению, компенсировать такой чув­ствительный фактор пока не удается, хотя над этим идет работа.

Обнадеживает правительст­во ситуация в промышленности. Динамика прошлого года и января т.г. это подтверждает: январский темп роста – 105,9%, причем из 13 секций перерабатывающей промышленности 10 показали рост. Не удалось этого добиться только организациям Белнефтехима.

«В январе 2017 г. на 1,9% вырос объем производства продукции сельского хозяйства. Производство скота и птицы (в живом весе) увеличилось на 1,8%, молока – на 3,9%. Соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства на 1 февраля 2017 г. составило 69,9%, что на 4,4 процентных пункта ниже, чем годом ранее. За первый месяц 2017 г. инфляция составила 0,9% при прогнозе на I квартал – 104,8% (январь 2016 г. – 1,9%)», – отметил Андрей Кобяков.

Стабильным считает глава правительства функционирование внутреннего валютного рынка. При этом сохранена привлекательность рублевых депозитов и выросла доступность кредитов. Сре­д­няя процентная ставка по новым рублевым кредитам юридическим и физическим лицам (без учета льготных) в январе 2017 г. снизилась еще на 0,8 п.п., до 19,7% годовых, что на 13,8 п.п. ниже, чем в январе 2016 г.

Среди регионов в январе вышли на уровень прошлого года и выполнили прогноз I квар­тала Брестская, Гродненская и Минская области. А вот в Витебской, Могилевской областях и г. Минске падение устойчиво продолжается уже 4 года под­ряд.

Мы не раз отмечали, что наиболее уязвимыми местами в экономике остаются инвестиции и потребление. В правительстве это видят, но сделать пока ничего не удается. На заседании лишь констатировали продолжение падения валовой добавленной стоимости в строительстве, которое, за исключением скачка в январе 2014 г., продолжается с 2012 г. Сейчас спад по сравнению с январем 2015 г. достиг 27,5%. «За 5 лет строительство упало на 33%, это включая 2013–2014 годы, когда активно стимулировался внут­ренний спрос, – отметил А. Кобяков. – Экспорт строительных услуг хоть и вырос в 2016 г. на 3,6%, но только за счет г. Минска и Минской области. В Витебской и Гомельской областях он упал более чем в 2 раза, в Могилевской – снижение на 42%. Брест и Гродно тоже отстают».

Способов остановить спад в розничной торговле тоже пока не найдено. «Никто не отрицает влияния доходов населения на этот сектор экономики, – заявил премьер-министр. – Но при прочих равных условиях эффективность отдельных секторов в дан­ной сфере – разная. Например, пред­приятия современных фор­матов торговли товарооборот нарастили на 8,6%, увеличив свою долю на рынке на 2,5 процентных пункта. Коммунальные торговые предприятия при этом снизили товарооборот на 9,3%». Глава правительства обратил внимание на проблему своевременных расчетов за поставленную в торговую сеть продукцию. «Как показывает практика, ис­пользование административных рычагов в этой сфере не позволяет решить проблему комплексно. Точечные решения в отношении отдельных товаров или предприятий только создают иллюзию решения, а проблема остается, – сказал А. Кобяков. – Прошу МАРТ совместно с Мин­экономики и другими заинтересованными изучить эту тему и предложить варианты ее комп­лексного решения».

Одна из главных причин снижения розничного товарооборота – падение доходов населения. Решить ее власти собираются в ходе компании по выходу к концу года на 1 тыс. BYN средней заработной платы. Но премьер-министр предлагает «исходить из того, что деньги должны быть заработаны». «Рост доходов только в увязке с ростом производительности труда. Раз­дачи «незаработанных денег» не будет, – сказал А. Кобяков. – Да, задача крайне сложная – нарастить заработную плату, не допустив при этом искусственного раскручивания внутреннего спроса». Решение видится только через создание новых рабочих мест, новых предприятий, развитие предпринимательства и инициативы, наращивание экспорта и сокращение затрат, а в бюджетной сфере – за счет мероприятий по оптимизации и роста внебюджетных доходов. При этом глава правительства не уточнил, как решается «тысячерублевая» задача, требующая увеличения номинальной заработной платы более чем на 1/3, в сочетании с планами роста ВВП в текущем году всего на 1,7%, производительности труда на 1,8%, а реальных доходов населения на 1,3%.

Вместо такой арифметики в правительстве озабочены тем, чтобы, решая задачу роста зарплаты, не допустить перекосов на потребительском рынке. Прирост объемов розничной тор­говли должен происходить преимущественно за счет белорусских товаров, а не потребительского импорта. Заметим, что этот во­прос разрешить немногим проще, чем зарплатный. С одной стороны, импорт потребительских товаров в прошлом году сократился на 7,8% по сравнению с 2015-м, в котором он, в свою очередь, упал на 21,8%. Но, с другой стороны, переломить покупательские предпочтения не удалось: доля продаж товаров отечественного производства в роз­ничном товарообороте организаций торговли за год снизилась с 69,1% до 65,9%.

В остальном правительство намерено приложить максимум усилий, чтобы обеспечить установленное прогнозом задание по итогам I квартала с заметной динамикой в феврале и марте. А. Кобяков напомнил, что за общий результат спрос будет жестким, а ответственность – персональная.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений