$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ОБЩИЙ БОНУС И ЧАСТНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

06.08.2010

Как до, так и после создания Таможенного союза не утихают споры о выгоде этого образования для своих участников. Так, по мнению аналитиков исследовательского центра ИПМ, дополнительные доходы бюджета Беларуси в рамках Таможенного союза могут составить до 28,3% объема полученных в 2008 г. ввозных пошлин и других платежей по импорту.

Доходы должны вырасти за счет того, что, как ожидается, с вынесением таможенного оформления на внешнюю границу до 40% российского импорта будет проходить таможенную очистку в Беларуси. Соответственно, сборы за его таможенное оформление, а это примерно 230 млн. USD, поступят в белорусский бюджет. Если учесть заверения белорусского правительства в том, что определенная для нашей республики доля (4,7%) от общего объема взимаемых в рамках ТС импортных пошлин не уменьшит наполняемость бюджета, то с учетом роста поступлений от таможенного оформления общие поступления увеличатся.

Не помешает и возможное сокращение импорта на 1,1 млрд. USD, или 8% от уровня 2008 г. из стран вне СНГ, прогнозируемое авторами исследования. Хотя данная динамика еще под вопросом, т.к. она в первую очередь зависит от повышения ставок таможенных пошлин на легковые автомобили, ввозимые физлицами, отложенного до 2011 г.

Могут не беспокоиться и многие отечественные производители. Введение Единого таможенного тарифа (ЕТТ) несколько усилило тарифную защиту внутреннего рынка. До его вступления в силу, по данным Всемирного банка, в 2006–2009 гг. белорусский средневзвешенный тариф составлял 8,04%, в то время как в РФ — 12,34%. Использование в качестве основы ЕТТ российских ставок «подтянуло» нас до российского уровня. Хотя вряд ли это соответствует стратегическим целям ТС, который «всей семьей» собрался вступать в ВТО. Членство в данной организации потребует обнулить ввозные пошлины, при том что нынешний тариф никак не готовит наших производителей на равных бороться с иностранными компаниями, закаленными в конкурентной борьбе с импортом. В ЕС, к примеру, средневзвешенный тариф составляет лишь 3,15%, а в целом по миру — 8,53%.

В ТС только 13,6% товарных линий имеют пошлины 0–5%, тогда как 30,8% — от 5 до 10%, 20% — от 10 до 15%, 22,4% — от 15 до 20%, а 13,2% позиций облагаются по ставке свыше 20%. Лучше всех оказались защищены производители мясной продукции. По группе 02 «Мясо и пищевые мясные субпродукты» ставки выросли от 10 до 20 п.п., а по отдельным позициям, например, «свинина охлажденная» — до 50 п.п. Ощутимый рост затронул группы 17 «Сахар и изделия из сахара», 11 «Продукция мукомольно-крупяной промышленности», 76 «Алюминий и изделия из него» и некоторые другие.

Соответственно, по оценкам аналитиков ИПМ, импорт мяса и пищевых мясных субпродуктов из стран вне СНГ может сократиться на 16,7 млн. USD, или 9,8% от объема поставок данной группы товаров из-за пределов Содружества. Ввоз сахара и изделий из него — на 46,6 млн. USD (45%), алюминия — на 17,3 млн. USD (15,3%), продукции мукомольно-крупяной промышленности — на 1,2 млн. USD (15%), тягачей, автомобилей, велосипедов и других нерельсовых транспортных средств, их частей и принадлежностей — на 47,3 млн. USD (2,3%).

Повышение пошлин и сокращение импорта по группам 02, 11, 17, 18 и 63 выгодно нашим производителям, поскольку позволит им повысить свои конкурентные позиции как на белорусском, так и на российском рынках, считают эксперты. По группе 76 «Алюминий и изделия из алюминия» будет наблюдаться замещение на импорт из РФ. А вот рост ставок на продукцию автомобилестроения (группа 87) хоть в целом и отвечает интересам белорусских производителей, вряд ли позволит им вернуть былые позиции на российском рынке. По данным ИПМ, доля продаж наших грузовиков в РФ сократилась с 20% в 2008 г. до 5,9% в 2009-м. Зато КАМАЗ увеличил показатель с 28,5 до 58,5%. Отчасти это можно объяснить ростом госзаказа, но и без него удельный вес продаж КАМАЗа вырос значительно — до 40%. Во многом это стало следствием относительно успешного привлечения Россией иностранного капитала и технологий.

Авторы исследования считают, что нынешний формат интеграции будет способствовать более активному приходу ПИИ в крупные страны — участницы ТС, т.е. в Россию и Казахстан. В этой связи едва ли не единственной надеждой для Беларуси могут стать опережающие институциональные реформы и улучшение бизнес-климата. Иначе вновь придется рассчитывать лишь на собственный бюджет, инвестиционная способность которого даже с учетом возможного роста доходных статей все ровно останется ограниченной.

По мнению же академика Сергея Глазьева, ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза, преимущество этой организации состоит в объединении особенностей экономик входящих в него стран. Сочетание этих национальных преимуществ дает новое качество, полагает С.Глазьев. Причем он уверен, что единое экономическое пространство больше других выгодно именно Беларуси, чья экономика ориентирована на внешнюю торговлю. Ведь любой барьер сразу бьет по конкурентоспособности республики. Она больше других стремится к объединению, потому что больше других теряет вследствие дезинтеграции, заявил академик в интервью «Российской газете». Правда, он признал, что создание единого экономического пространства так же, как и Таможенного союза, всегда связано с поиском баланса интересов. Ясно, что все вместе мы выиграем от общего рынка, а кто-то конкретный может проиграть.

Со временем узнаем, кто именно.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО