$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ОБЩЕЖИТИЕ КАК ДОМ РОДНОЙ©

21.09.2012

Указом Президента от 6.01.2012 № 13 введена норма, давшая многим гражданам, проживающим в ведомственных общежитиях, надежду на улучшение жилищных условий. Сохранилась ли данная норма в новом Жилищном кодексе (далее — ЖК), который вступит в силу через полгода? Изменятся ли по новому ЖК условия постановки данной категории населения на квартирный учет? На эти и другие вопросы наших читателей отвечает Виктор САВИЦКИЙ, действительный член МОО «Академия жилищно-коммунального хозяйства».

Каждая семья, каждый гражданин мечтает иметь отдельную квартиру или дом. Однако жизнь иногда складывается так, что приходится годами, а то и десятилетиями жить в общежитии.

Из общего количества граждан, состоявших на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на 1.01.2012 г., в общежитиях проживало 136 232 человека, или 16%, в т.ч. в городах и поселках городского типа —131 932 (17,2%), в сельских населенных пунктах — 4300 (5,3%).

Согласно ст. 119 ЖК общежитие — это жилой дом (его часть), специально построенный или переоборудованный для проживания граждан на период их работы (службы), учебы. Как известно, жилищные права проживающих здесь работников и членов их семей в определенной степени ограничены. В частности, жилые помещения государственного жилфонда в общежитии не подлежат приватизации, обмену, разделу и сдаче по договору поднайма. Сохраняются эти ограничения и в новом ЖК.

Согласно ст. 93 ЖК работники, прекратившие трудовые (служебные) отношения с организацией, предоставившей жилое помещение госжилфонда в общежитии, в случае отказа освободить его подлежат выселению со всеми проживающими совместно с ними гражданами в судебном порядке без предоставления другого жилья. Но данная норма о безоговорочном выселении будет распространяться на тех, кто заселится в общежитие после вступления ЖК в силу.

Установлено, что также подлежат выселению из жилого помещения госжилфонда в общежитии без предоставления другого жилья наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи:

– имеющие в данном населенном пункте в собственности и (или) во владении и пользовании по договору найма жилого помещения госжилфонда жилые помещения общей площадью 15 м2 и более (в Минске — 10 м2 и более) на одного человека, соответствующие установленным для проживания санитарным и техническим требованиям;

– являющиеся членами организации застройщиков — по истечении 3 месяцев после сдачи жилого дома в эксплуатацию;

– имеющие без уважительных причин 6-месячную задолженность по плате за жилищно-коммунальные услуги и за пользование жилым помещением.

Если наниматель жилого помещения госжилфонда в общежитии переезжает на место жительства в другой населенный пункт или другое жилое помещение в данном населенном пункте, то члены и бывшие члены его семьи утрачивают право владения и пользования этим жилым помещением в общежитии. В случае отказа добровольно освободить занимаемую жилплощадь они подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилья. Причем сроки исковой давности на требования о выселении таких граждан не распространяются.

Следует отметить, что граждане, обучавшиеся в учреждениях образования и выбывшие из них по окончании срока обучения или по иным основаниям, подлежат выселению из жилого помещения в общежитии, которое им было предоставлено в связи с учебой, без предоставления другой жилплощади. Но данная норма не распространяется на учащихся и студентов, которые являются детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Их выселение из жилого помещения госжилфонда в общежитии, независимо от оснований его предоставления, не допускается до выделения им в установленном порядке другого жилого помещения по месту нахождения их на квартирном учете (ч. 2 п. 3 ст. 93 ЖК).

В то же время граждане, проживающие в общежитиях, имеют определенные права и льготы на улучшение своих жилищных условий. Так, в соответствии с подп. 1.1.4 ст. 35 нового ЖК проживание в общежитии (за исключением граждан, которым предоставлено право владения и пользования жилым помещением в общежитии в связи с обучением, сезонных и временных работников) является основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятия их в установленном порядке на квартирный учет.

В соответствии с п. 4 ст. 37 ЖК гражданин совместно с членами его семьи вправе состоять на квартирном учете как по месту жительства, так и по месту работы (службы) каждого ее члена.

Напомним, что рассмотрение вопросов установления очередности улучшения жилищных условий работников организации, оказания материальной помощи на строительство или приобретение жилья (в т.ч. и для проживающих в общежитии) находится в компетенции администрации, профсоюзного комитета, в целом трудового коллектива организации при разработке и принятии коллективного договора. В этом документе могут быть установлены дополнительные по сравнению с действующим законодательством положения не только об условиях труда и его оплаты, но и о социальном и жилищно-бытовом обеспечении работников организации, гарантии и компенсации, представляемые нанимателем. В нем могут быть зафиксированы конкретные объемы строительства и ввода в эксплуатацию жилья, в т.ч. через УКС местного исполкома, хозяйственным способом, в ЖСК, и по долевому участию с другими организациями. Предусматривается также предоставление работникам, состоящим на квартирном учете, займов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья, предоставление беспроцентных ссуд индивидуальным застройщикам, членам ЖСК и работникам, приобретающим (выкупающим) жилье в собственность. Кроме того, может быть предусмотрено оказание индивидуальным застройщикам помощи стройматериалами, машинами, механизмами и т.д.

Согласно ст. 182 ЖК в случае формирования организации застройщиков (к ним отнесены жилищно-строительные и жилищные кооперативы) из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы) в государственной организации, хозяйственном обществе, в ее состав вне очереди могут, в частности, включаться отдельные категории работников, определенные коллективным договором (соглашением), а при его отсутствии — решением администрации госорганизации, хозобщества и профсоюзного комитета (при его наличии). Напомню еще раз, что речь идет о лицах, состоящих в этой госорганизации, хозобществе на квартирном учете. Перечень категорий работников, которые вне очереди могут быть включены в организацию застройщиков (к ним могут быть отнесены и лица, проживающие в общежитиях), должен быть согласован с вышестоящим госорганом, вышестоящей организацией, а количество работников из числа данных категорий в формируемой организации застройщиков не должно превышать 20%.

Необходимо также отметить, что соответствующие льготы предусмотрены законодательством и при долевом строительстве многоквартирных жилых домов. Так, в соответствии с п. 2 Правил заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства, утв. Указом Президента от 15.06.2006 № 396 «О долевом строительстве многоквартирных жилых домов», местный исполнительный и распорядительный орган при утверждении актов выбора места размещения земельных участков вправе определять категорию (категории) лиц, которым будет отдаваться предпочтение при заключении договоров.

Относящимся к такой категории (категориям) гражданам, состоящим на квартирном учете и заинтересованным в строительстве объектов долевого строительства, местные исполнительные и распорядительные органы выдают направления для заключения договоров с застройщиком. При этом не менее 30% от общего количества направлений должно предлагаться гражданам, не имеющим в собственности жилых помещений в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (для Минска — в Минске и Минской области), в т.ч. проживающим в общежитиях (за исключением вселившихся в общежитие в связи с обучением, сезонных и временных работников), жилых помещениях частного жилфонда по договорам найма или в жилых помещениях госжилфонда по договорам поднайма жилого помещения.

Действуют также и нормы Указа Президента от 6.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений», касающиеся данной категории граждан. В соответствии с ним граждане, проживающие не менее 10 лет в общежитиях, у которых, включая совместно проживающих членов семьи и отдельно проживающих супругов, не имеется в собственности жилых помещений (общей площади жилых помещений, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилые помещения), в т.ч. расположенных в иных населенных пунктах Беларуси, имеют внеочередное право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья.

Напомним также, что постановлением Совета Министров от 30.12.2011 № 1788 «О мерах по выполнению заданий на 2012 год по строительству жилых домов» впервые в республике установлены конкретные задания по областям и Минску (приложение 6) по объемам строительства жилья для граждан, проживающих в общежитиях более 10 лет. Такое жилье общей площадью 34,8 тыс. м2 должно быть возведено в 2012 г. для 450 указанных граждан.

Справка «ЭГ»

На 1.01.2012 г. в республике на государственном учете находилось 3687 общежитий общей площадью 7968,8 тыс. м2, из них 2833 общежития (7119,1 тыс. м2) — в городах и поселках городского типа, и 854 (849,7 тыс. м2) — в сельских населенных пунктах. В ведении организаций республиканской собственности учтено 778 общежитий (2256,9 тыс. м2), коммунальной собственности — 1597 общежитий (2918,1 тыс. м2) и в частном жилфонде — 1311 общежитий (2792,7 тыс. м2).