Общественные работы – выгода нанимателю и безработному
У многих компаний имеется работа, которая носит временный или сезонный характер, да к тому же еще и не очень привлекательна для тех, кто пытается трудоустроиться. Но ведь делать эту работу нужно. Выход есть: можно организовать проведение общественных работ, заключив соответствующий договор с органами службы занятости населения. Компании останется лишь оформить трудовые отношения соответствующим образом.
Затронутая нами сфера регулируется ТК, а также Законом от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон № 125-З) и Положением о порядке организации и условиях проведения оплачиваемых общественных работ, утв. постановлением Совмина от 23.12.2006 № 1716 (далее – Положение).
В соответствии со ст. 1 Закона № 125-З оплачиваемые общественные работы – это общедоступные виды работ, выполняемые по срочным трудовым или гражданско-правовым договорам (далее – ГПД), имеющие социально полезную направленность и организуемые в качестве дополнительной социальной поддержки безработных и граждан, ищущих работу. Осуществление оплачиваемых общественных работ, как правило, не требует дополнительной профессиональной подготовки.
Финансирование общественных работ осуществляется за счет нанимателей, в интересах которых организуются эти работы, а также за счет средств местных исполнительных и распорядительных органов, фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты. При этом нужно помнить, что безработные при выполнении оплачиваемых общественных работ не могут привлекаться к деятельности, связанной с необходимостью ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующей специальной подготовки. Это прямо установлено ст. 19 Закона № 125-З.
Оформляем документы
Первым этапом документационного оформления общественных работ является заключение соответствующего договора с местным исполнительным и распорядительным органом.
Следующий шаг – выдача безработным направления на общественные оплачиваемые работы. Это входит в компетенцию органа по труду, занятости и социальной защите (далее –центр занятости). Форма направления утверждена постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.11.2006 № 149 «Об утверждении форм документов, необходимых для учета граждан, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите, и инструкций по их заполнению».
Следует отметить, что участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. Кроме того, при направлении на общественные работы должны учитываться состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.
Безработный обязан явиться на переговоры с нанимателем по вопросу о трудоустройстве в течение двух рабочих дней со дня выдачи ему направления. При приеме на работу такого гражданина наниматель в пятидневный срок возвращает в центр занятости с указанием дня приема гражданина на работу.
В случае отказа в приеме на работу гражданина уполномоченное должностное лицо нанимателя делает отметку в направлении о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу, заверяет ее личной подписью и печатью организации и возвращает направление гражданину для представления в направивший его орган по труду, занятости и социальной защите. При этом следует помнить, что наниматель не вправе отказать лицам, направленным центром занятости, в заключении срочного трудового договора или ГПД на выполнение оплачиваемых общественных работ, если их проведение финансируется из средств местного бюджета.
Дальше следует оформление работника на работу. Общественные работы не являются постоянными и предполагают определенную временную деятельность, установленную законодательством. Поэтому с гражданами, направленными на оплачиваемые общественные работы, наниматель заключает срочный трудовой договор в порядке, установленном законодательством о труде. Напомним, что примерная форма трудового договора утверждена постановлением Минтруда от 27.12.1999 № 155.
Гражданин по требованию нанимателя предъявляет следующие документы:
– паспорт (иной документ, удостоверяющий личность);
– документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, которые подлежат призыву на воинскую службу);
– трудовую книжку;
– документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы (при наличии).
Необходимо помнить, что, принимая трудовую книжку, наниматель делает запись в книге учета движения трудовых книжек и выдает работнику расписку о принятии трудовой книжки. Расписка составляется в произвольной форме. В ней указываются реквизиты организации и проставляется печать нанимателя. Работник ставит подпись в книге учета о получении такого документа (ч.ч. 4, 5 п. 79 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 16.06.2014 № 40).
Трудовой договор
Срок, на который заключается трудовой договор с безработными и другими гражданами, направленными центрами занятости населения на оплачиваемые общественные работы, определяется по договоренности между работником и нанимателем. Месячная норма для участия безработных в оплачиваемых общественных работах не может превышать 10 рабочих дней. Однако безработный может участвовать в оплачиваемых общественных работах сверх установленной нормы (п.п. 7, 8 Положения). Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 292 ТК максимальный срок заключения трудового договора с временным работником не может быть более двух месяцев.
На основании заключенного срочного трудового договора наниматель издает приказ. При этом в тексте приказа обычно не указывается, что работник принят на общественные работы. Предварительное испытание временным работникам не устанавливается. В строке «Основание» может быть указано: «Направление органа службы занятости для участия в оплачиваемых общественных работах». Приказ объявляется работнику под роспись.
В трудовой книжке безработного, занятого на общественных работах, нанимателем производится соответствующая запись. При трудоустройстве безработного на общественные работы на срок менее 5 рабочих дней наниматель выдает безработному соответствующую справку.
Если временный работник проработает свыше срока, на который заключен трудовой договор (свыше двух месяцев), и ни одна из сторон не потребует прекращения трудовых отношений, то трудовой договор будет считаться продолженным на неопределенный срок (п. 1 ч. 1 ст. 298 ТК). Кроме того, если временный работник был уволен, но в течение недели с момента увольнения снова принят на работу к тому же нанимателю и общий срок его работы у этого нанимателя до и после перерыва составит более двух месяцев, то трудовой договор с таким работником также будет считаться продолженным на неопределенный срок (п. 2 ч. 1 ст. 298 ТК).
В случае предоставления центром занятости населения безработному постоянной работы договор на выполнение общественных работ может быть расторгнут досрочно. Центр занятости имеет право направить на это место другого безработного. Если работник в период выполнения оплачиваемой общественной работы найдет постоянную работу у другого нанимателя, проблем с увольнением не возникнет. Согласно ч. 1 ст. 294 ТК временные работники имеют право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом нанимателя письменно за три дня.
Увольнение оформляется приказом нанимателя. Факт расторжения трудового договора отражается в трудовой книжке.
Гарантии и компенсации
Оплата труда граждан, занятых на оплачиваемых общественных работах на основании срочного трудового договора, производится в соответствии с законодательством о труде. Время участия в общественных работах включается в общий и непрерывный трудовой стаж. Согласно ч. 6 ст. 19 Закона № 125-З на граждан, занятых на оплачиваемых общественных работах, распространяются социальные гарантии, включая право на получение пенсий, пособий по безработице и временной нетрудоспособности, в порядке, установленном законодательством.
При этом в период выполнения безработным оплачиваемых общественных работ, а также временной работы, о которой заранее уведомлены центры занятости, сохраняется выплата пособия по безработице. В то же время выплата пособия по безработице приостанавливается на срок до трех месяцев в случае:
– неявки безработного без уважительных причин на переговоры с нанимателем по вопросу о трудоустройстве в течение двух рабочих дней со дня выдачи ему органами по труду, занятости и социальной защите направления на работу – с даты выдачи такого направления;
– невыполнения безработным без уважительных причин месячной нормы участия в оплачиваемых общественных работах в порядке, определяемом законодательством.
Особенности применения ГПД
С гражданами, которых в период их нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя, направили (по их желанию) центры занятости на оплачиваемые общественные работы к нанимателям, финансируемым из средств республиканского или местного бюджетов, заключаются ГПД. Такой договор применяется для выполнения определенной работы, и по достижении этой цели договор считается исполненным и прекращает свое действие.
При заключении ГПД процесс труда исполнителя не регламентируется, подрядчик сам организует свою работу, определяет время начала и окончания работы, распределяет время работы и ее продолжительность по своему усмотрению. Выплата вознаграждений по таким договорам осуществляется за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения, направляемых на реализацию мероприятий по обеспечению занятости населения.