Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Инвестиции
04.12.2015 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Общее собрание: как учесть новые требования©

С 26.01.2016 г. уполномоченным лицам хозяйственных обществ в связи со вступлением в силу изменений в Закон от 9.12.1992 №2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон) необходимо будет руководствоваться новыми требованиями и правилами, регламентирующих порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний участников хозяйственного общества. Рассмотрим изменения, на которые следует обратить особое внимание.

 

Высшим органом управления хозяйственного общества является общее собрание участников хозяйственного общества (ст. 33 Закона). При этом одно из самых заметных новшеств: в хозяйственном обществе, состоящем из одного участника, общее собрание участников хозяйственного общества не созывается и не проводится. Полномочия общего собрания участников хозяйственного общества осуществляет этот участник. Соответственно все правила, связанные с порядком созыва и проведения общего собрания участников на такие общества не распространяются. Действие сохраняет только положение о 3-месячном сроке для принятия единственным участником решений по вопросам, являющимся предметом годового общего собрания участников.

В соответствии с ч. 6 ст. 33 Закона органы управления общества должны действовать на основании принципов открытости (доводить до сведения общего собрания участников все необходимые сведения), равного и справедливого отношения ко всем участникам, а также принципа добросовестного исполнения обязанностей (не уклоняться от их осуществления). Данные принципы должны иметь определяющее значение при осуществлении процедуры созыва, подготовки и проведения общего собрания участников.

Акционеры (участники) вправе требовать от органов управления обществом воплощения данных принципов на практике.

В дополнение к ранее установленному в ст. 38 Закона перечню сведений, подлежащих в обязательном порядке отражению в решении о проведении общего собрания участников, добавлены сведения о выдвинутых кандидатах в избираемые (образуемые) органы общества в случае проведения общего собрания участников, повестка дня которого включает вопрос об избрании членов органов общества.

Существенные изменения коснулись порядка подготовки к проведению годового общего собрания участников. Так, на исполнительный орган общества согласно ст. 39 Закона возложена обязанность по подготовке следующей информации:

– обзора наиболее важных событий в деятельности общества, произошедших в отчетном периоде;

– перечня наименований обществ с указанием размера долей в уставных фондах (количество акций), принадлежащих обществу;

– размера долей в уставном фонде (количество акций), отчужденных обществом в отчетном периоде;

– размера долей в уставном фонде (количество акций), приобретенных обществом в отчетном периоде;

– информации о крупных сделках, иных сделках, на принятие решения о совершении которых в соответствии с уставом общества распространяется порядок принятия решения о совершении крупной сделки, а также о сделках общества, в совершении которых имелась заинтересованность его аффилированных лиц, в объеме, определенном ч. 8 ст. 57 Закона;

– планов и прогнозов деятельности общества на очередной финансовый год;

– иной информации, обязательность доведения до сведения участников общества которой установлена Законом, уставом, локальными нормативными актами общества;

– иные сведения о деятельности общества за отчетный период по усмотрению исполнительного органа.

Указанная информация должна быть подготовлена и доступна лицам, имеющим право участия в общем собрании, не менее чем за 20 дней до проведения годового общего собрания участников общества.

Изменяются требования к содержанию решения органа, уполномоченного на созыв общего собрания, о заочном голосовании (ст. 46 Закона). В решении о проведении заочного голосования должны будут указываться лицо (лица), уполномоченное (уполномоченные) на подсчет голосов при заочном голосовании и подписание протокола по результатам его проведения. Кроме того, согласно ст. 46 Закона в бюллетене для заочного голосования обязательно должен быть указан способ его представления участниками. Это может быть, например, направление бюллетеня заказным письмом с уведомлением о вручении, передача нарочным и т.д.

Статья 47 Закона дополнена нормой, согласно которой копия протокола общего собрания участников хозяйственного общества должны будут предоставляться участникам общества по их требованию в порядке, предусмотренном уставом для предоставления информации о хозяйственном обществе. За предоставление копии протокола может взиматься плата, размер которой не должен превышать затраты на ее изготовление.

Изменены также содержание бюллетеня для голосования и порядок подсчета голосов (ст. 83 Закона). Так, в частности, бюллетень для голосования должен содержать:

– формулировку вопроса или его порядковый номер в повестке дня собрания;

– варианты голосования по вопросу, выраженные словами «за», «против», «воздержался», или варианты голосования по каждому кандидату в органы акционерного общества;

– количество голосов, принадлежащих акционеру.

– подпись акционера или лица, имеющего право на участие в общем собрании акционеров.

При подсчете голосов по бюллетеням для голосования учитываются голоса по тем вопросам, по которым голосующим соблюден порядок голосования, определенный бюллетенем, и отмечен только один из возможных вариантов голосования, за исключением случая проведения кумулятивного голосования.

Перечисленные изменения необходимо принимать во внимание всем лицам, вовлеченным в процесс созыва и проведения общих собраний участников после 26.01.2016 г. В противном случае существует риск признания недействительными решений, принятых на общем собрании участников, проведенных с отклонением от правил регламентирующих указанные процедуры, особенно, если при этом окажутся нарушенными права и (или) законные интересы кого-либо из участников. Несмотря на то что ст. 45 Закона ограничивает возможность признания оспариваемого решения недействительным, несомненно, лучше изначально предотвращать возможные негативные последствия нарушения процедуры созыва, подготовки и проведения общего собрания участников.

Максим ЖУКОВ, магистр юридических наук, юрист ООО «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий»

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by