Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №6 (2503) от 25.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.6237
EUR:
2.9631
RUB:
3.326
Золото:
155.65
Серебро:
2.01
Платина:
88.4
Палладий:
189.29
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Обречены быть виноватыми

Президент "подверг жесткой критике деятельность правительства страны, оценивая итоги работы народного хозяйства за 9 месяцев 2003г. ... и поручил Совету Министров сконцентрировать усилия на выполнении годовых прогнозных показателей", сообщает пресс-служба главы белорусского государства...
Президент "подверг жесткой критике деятельность правительства страны, оценивая итоги работы народного хозяйства за 9 месяцев 2003г. ... и поручил Совету Министров сконцентрировать усилия на выполнении годовых прогнозных показателей", сообщает пресс-служба главы белорусского государства.
 
Общественность, проявляющая интерес к этому мероприятию, ответа на свой главный вопрос -- станет ли нынешний и.о. премьер-министра полноценным главой кабинета -- так и не получила.
 
В то же время знакомство с перечнем упреков пока не состоявшемуся экономическому штабу свидетельствует о том, что правительство будет виновато всегда.

По словам А.Лукашенко, в деятельности обновленного правительства нет системности, ему "так и не удалось стать единой командой" и эффективным экономическим штабом.

Как и предыдущий, нынешний состав правительства обвиняют в "погоне за цифрами макроэкономических показателей". При этом чиновники забывают о людях, утверждает Президент.

Доклад и.о. премьер-министра Сергея Сидорского содержал как информацию об успехах, достигнутых отечественной экономикой в последнее время (объем производства растет, рентабельность в промышленности тоже, складские запасы уменьшаются, объем просроченной кредиторской задолженности снижается), так и о сохранившихся проблемах.

Тем не менее отчет был признан слишком радужным. По мнению А.Лукашенко и оценивавшего работу правительства руководства администрации главы государства, белорусы жить лучше от "положительной динамики показателей" не стали. Реальные доходы населения растут медленнее, чем цены, существует "необоснованная диспропорция" в оплате труда между бюджетниками и работниками ряда отраслей экономки.

Правительству поставили в вину и низкую инвестиционную активность (иностранных инвестиций только 4,4% от их общего объема, лишь четверть инвестиционных проектов, запланированных в разного рода программах, реально реализуется), и "хилый" белорусский маркетинг, и слабую защиту отечественного рынка от засилья импортного товара.

В отличие от правительства, неделю назад отчитавшегося о том, что экономика прирастает качественно и количественно, Президент не заметил "реальных результатов в деле финансового оздоровления экономики". Неоправданно высоким А.Лукашенко считает количество убыточных предприятий и недопустимо низким -- объем доходов государственного бюджета.

Не осталась без внимания и "дежурная" проблема -- состояние АПК и необходимость возрождения села. Положительно А.Лукашенко оценил только практику закрепления за отстающими сельхозорганизациями "передовых" предпринимателей и промышленных предприятий.

Никоим образом нельзя сказать, что Президент несправедлив или слишком требователен к правительству. Все перечисленные им и руководителями администрации проблемы действительно существуют. Как прав он и в том, что правительство "должно действовать свободно, не должно быть ограничено никакими рамками".

Интерес к нынешнему отчету объясняется не только и даже не столько тем, что общественности интересно состояние отечественной экономики -- об этом она все знает (в чем правы правительственные чиновники, так это в том, что ситуация в белорусском хозяйстве стабильная -- она действительно пагубно стабильная уже несколько лет). При нынешней ситуации в экономике правительство в любом случае останется виноватым. Что бы оно ни делало.

Очевидно, что толчком к решению проблем, которое будет болезненным, могут стать только экономические реформы. Реанимированная нашей страной советская плановая административная экономика не может быть эффективной (по определению), ибо исчерпала свой ресурс еще в 80-е годы. На устаревшем морально и физически оборудовании нельзя выпускать конкурентоспособную продукцию. Отсутствие личной заинтересованности в результатах труда всегда будет тормозом развития, что известно еще со времен рабовладельчества. Иностранный инвестор не понесет нам свои деньги, пока мы будем диктовать ему, как он должен ими распоряжаться. Село не возродится, сколько ни пиши программы, если труд крестьянина не станет экономически выгодным. Поэтому если правительство не пойдет на реформы, то и прогресса не будет, а значит, в ухудшении жизни народа, которое в этом случае не замедлит последовать, будет виновато оно (коль скоро должно быть экономическим штабом и проводником экономической политики).

Если же допустить мысль, что оно начнет реформировать нашу многострадальную экономику, то привычный уклад жизни, несомненно, будет нарушен. Ныне работающим на экономически неэффективных производствах придется осваивать новые сферы приложения усилий, инертно мыслящие руководители будут сменены молодыми и энергичными, многим людям придется учиться думать и действовать самостоятельно без оглядки на программы, Президента, партию или кого-то там еще. Коренная ломка привычного -- это всегда дискомфорт. Виноватым в этом, с популистской точки зрения, тоже будет правительство, невзирая на то, что на смену старому и отжившему придет новое, молодое и перспективное.