$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ НЕСТАНДАРТ

05.11.2010

По прогнозам, к 2015 г. народному хозяйству страны потребуется еще 90 тыс. рабочих, а необходимость в высококвалифицированных специалистах возрастет в разы. Кто будет готовить эти кадры и удовлетворит ли уровень их профессионализма работодателей — ответ на эти вопросы искали участники 65-го заседания республиканского клуба директоров, организованного Бизнес-союзом предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского.

В настоящее время 2,5 млн. человек, занятых в экономике, — это рабочие различных специальностей. Их удельная доля высока во всех секторах: 74,2% — в промышленности, 81,9% — сельском хозяйстве, 73,2% — строительстве, 73,6% — транспорте, 59,5% — связи, 67,2% — общепите, 79,4% — ЖКХ и т.д. И во многих регионах ощущается дефицит рабочих кадров. «Поэтому в стране надо сохранять и развивать сеть учебных заведений профессионально-технического и среднего специального образования», — считает ректор Республиканского института профессионального образования Аркадий Шкляр. Комментируя состояние кадрового рынка, он отметил, что преобладающее число производственных рабочих — это люди старше 50 лет. «Старение рабочих кадров стало государственной проблемой. Ведь многие из них не соответствуют современным требованиям, не могут обслужить модернизированное оборудование», — говорит А.Шкляр.

В то же время за последние пять лет степень износа основных фондов во всех отраслях уменьшилась в целом на 7,8 п.п. Кроме того, по официальным данным, практически во всех сферах экономики растет число инновационно активных предприятий. Их доля составила 12% в 2009 г. (+ 4,3 п.п. к уровню 2008 г.). Однако активная популяризация этой темы неизбежно вызывает вопрос: есть ли на рынке труда кадры, способные обеспечить ставку на инновации?

А.Шкляр призывает ПТУ и вузы уделять больше внимания обучению и повышению квалификации взрослых, а не только молодежи. Это диктует демографическая обстановка, считает он. На фоне снижения численности населения (сейчас темп прироста составляет –0,2%) и, соответственно, объема трудового резерва в 2010 г. количество выпускников общеобразовательных школ сократилось до 100,4 тыс. человек против 227 тыс. в 2009 г. Подсчитано, что в 2011 г. их будет на 5,5 тыс. меньше, чем в 2010-м, а в 2012 г. снизится еще на 5,8 тыс. Правда, за последние три-четыре года нам удалось ограничить с 13 тыс. до 8,5 тыс. отток интеллектуалов в Россию. Встречное движение сократилось за этот же период с 2,2 тыс. до 1,3 тыс. человек.

Ректор РИПО полагает, что в темпе, соответствующем развитию экономики, должны обновляться не только трудовые ресурсы, но и обучающие программы. Пора внедрять новые формы контактов преподавателей с учеником, например, дистанционное обучение, контролируемое самообразование, развивать институт тьюторов, обучающих в онлайн-режиме, теснее сотрудничать с бизнесом. Есть и другие проблемы — бессистемность господдержки, недостаток квалифицированных педагогов, трудности с внедрением практико-ориентированных программ. Некоторые из них — чисто бюрократические. Например, на обновление белорусского учебного пособия требуется 5–6 лет, в то время как в России — 72 часа.

По мнению директора Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ Владимира Апанасовича, многие проблемы обучения, в частности, управленческих кадров, можно решить, если ответственность за качество подготовки специалистов сместить от Минобразования к Минэкономики. По его словам, «это мировая тенденция, подготовку кадров в Германии курирует Министерство экономики и технологий, в России — Министерство экономического развития. Почему бы нам не перенять положительный опыт?». В стране активно формируется деловая элита, прибывают новые инвесторы, а «прорывные проекты», как, например, строительство АЭС, некому обслуживать. Специалистов проектного менеджмента сейчас в стране вообще не готовят, а привлекают из других стран.

Европейские ученые тоже прогнозируют увеличение потребности в высококвалифицированных специалистах и работниках умственного труда. В Европе с 2007 по 2009 гг. количество трудовых ресурсов выросло на 3 млн. человек, а число низкоквалифицированных рабочих снизилось на 28 млн. При этом на 18 млн. стало больше специалистов средней квалификации и на 20 млн. — высшей. Вокруг нас в образовательной сфере происходят значительные изменения. Казахстан присоединился к Болонской конвенции и приступил к строительству «Нового университета Астаны», или, как предполагают назвать его в перспективе, Назарбаев-университета, стоимостью сотни миллионов долларов. Россияне создали Российскую экономическую школу и Московскую школу управления «Сколково». Создается проект университета стран Шанхайской организации сотрудничества.

Не потерялись ли мы в этих процессах? Инициатива создания в Беларуси вуза нового типа, соответствующего международному уровню, частная. Она принадлежит генеральному директору ООО «Трайпл» Юрию Чижу. Предложение было направлено в правительство еще год назад, пояснил он. Тогда инициативу поддержали, было даже распоряжение о подготовке проекта. Но время идет, а идея до сих пор обсуждается бюрократами различных уровней.

Тем временем, рассказал Ю.Чиж, завершается подготовка «небольшого пилотного проекта» по созданию частной средней школы международного формата. Система обучения в ней будет соответствовать европейской, в 9–11 классах все предметы будут преподаваться только на иностранных языках. Выпускники школы смогут поступать в любой европейский или отечественный вуз.

Правительство поддерживает систему образования, постоянно увеличивая бюджетное финансирование этой сферы. В 2010 г. оно составит 5,1% от ВВП, в 2011 г. — 6% от ВВП, а к концу пятилетки планируется достичь 8% от ВВП. Среднеевропейский показатель равен 4,5%.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ