Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Образование
19.02.2010 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Образование по расчету

Основным механизмом обеспечения конкурентоспособности экономики сегодня становится инновационная деятельность. Поэтому Минобразования должно сконцентрировать свои усилия на подготовке высококвалифицированных специалистов, не только умеющих генерирова...

Основным механизмом обеспечения конкурентоспособности экономики сегодня становится инновационная деятельность. Поэтому Минобразования должно сконцентрировать свои усилия на подготовке высококвалифицированных специалистов, не только умеющих генерировать новые идеи, создавать современные технологии, но и способных внедрять свои разработки в производство, считает первый заместитель министра образования Александр ЖУК.

Общепризнанно, что подавляющая часть инноваций относится к сфере технических или технологических новинок. Однако, по данным Министерства образования, до сих пор большинство старшеклассников при выборе будущей профессии предпочитают гуманитарные специальности. Требования к подготовке кадров, их профессиональным качествам сегодня необходимо менять, отметил А.Жук в ходе недавней пресс-конференции. Кстати, по его словам, молодежь эти процессы уже начинает чувствовать и включается в них. Косвенным доказательством чему является постепенный рост конкурса абитуриентов на инженерно-технологические, строительные специальности, информационные технологии, на химию и биологию.

В 2009 г. увеличен прием на некоторые профили образования: интеллектуальные системы (33% относительно уровня 2008 г.), геодезия (30%), здравоохранение (28%), архитектура и строительство (11%), приборостроение (10%), энергетика (9%), туризм и гостеприимство — в два раза.

В структуре приема в вузы на подготовку на бюджетной основе самый высокий удельный вес сейчас имеют специалисты технико-технологического профиля (24%), здравоохранения (11%), педагоги (11%), в области АПК (8%), архитектуры и строительства (6%). А вот среди выпускников государственных вузов пока преобладают экономисты (35%), затем идут обучающиеся по технико-технологическим специальностям, педагоги (по 18%).

98% выпускников частных вузов — экономисты. Отметим, что в стране на протяжении ряда лет наблюдаются сложности с их трудоустройством, причем независимо от того, в частном или государственном учебном заведении человек учился. В то же время специалисты кадрового агентства Белгосуниверситета отмечают, что в настоящее время не только пятикурсники, но и почти все студенты второго курса факультета прикладной математики и информатики БГУ уже имеют предложения от работодателей, а некоторые — даже место работы. Аналогичная ситуация складывается на факультете радиофизики и электроники.

А.Жук отметил, что более 350 студентов занимаются научной работой на базе исследовательских лабораторий при вузах. Соответственно растет число публикаций, патентов и изобретений, развивается система интеллектуальной собственности. В 2009 г. в Госреестре зарегистрировано патентов на изобретения 1297 (+4% к уровню 2008 г.), полезные модели — 965 (+12%), на промышленные образцы — 230 (+17%), сорта растений — 42 (+50%), топологии интегральных схем — 8 (зарегистрированы впервые).

На встрече шла речь и о подготовке кадров высшей научной квалификации (кандидатов и докторов наук), способных обеспечить инновационное развитие страны. Сегодня в аспирантуре системы Минобразования проходит подготовку 2278 чел., из них 569 чел. — по техническим специальностям. Перед ректорами вузов поставлена задача планирования тематики дипломных работ, магистерских, кандидатских и докторских диссертаций с учетом приоритетных направлений развития реального сектора экономики, потребностей конкретных промышленных предприятий.

Как сообщил председатель Высшей аттестационной комиссии Анатолий Афанасьев, в структуре присужденных в 2009 г. ученых степеней лидируют технические науки (17,6%). Далее следуют медицинские (16,5%), физико-математические (9,6%), сельскохозяйственные (7,5%), биологические (7,1%), исторические (6,6%) и др. Доля неутвержденных в 2009 г. работ от числа всех диссертаций, рассмотренных ВАК, возросла по сравнению с 2008 г. на 1%. Причиной отклонения большинства диссертаций по техническим наукам является недостоверность результатов в связи с «низкой математической культурой соискателей».

Чтобы повысить компетентность экспертов, коллегией ВАК принято решение о включении в состав всех звеньев аттестации в области технических наук специалистов по математическому моделированию и теоретической физике.

В Беларуси, по оценкам экспертов, сохраняется достаточно высокий образовательный уровень населения. На конец 2008 г. высшее образование имели 23,8% работающих в экономике, среднее специальное — 22,7%, профессионально-техническое — 20,3%, общее среднее — 29,8%. В 2009 г., по данным рейтинга национального благосостояния исследовательского института международной инвестиционной группы Legatum Prosperity Index Legatum, в субиндексе «Образование» Беларусь заняла достаточно высокую позицию — 34-е место из 104 стран мира. Среднедушевые расходы на образование, несмотря на относительно низкий уровень по сравнению с Европой, находятся в первой трети мирового рейтинга и составляют 3747 USD на студента.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ

По мнению специалистов ОЭСР, чем выше уровень образования в стране, тем лучше развивается ее экономика, ниже безработица и выше продолжительность жизни. Хороший образовательный уровень населения позитивно воздействует на качество государственного управления и социальную сферу.

По данным ОЭСР, в среднем 32% трудоспособных людей (возрастная категория 25–65 лет) в развитых странах имеют законченное высшее образование. Наиболее значительна доля людей с высшим образованием в Канаде (43%), США (38%) и Японии (36%), а наименее — в Мексике (6%), Турции и Португалии (по 9%). В ряде государств (например, в Дании, Польше, Австралии, Финляндии) до 40% всех молодых людей заканчивают высшие учебные заведения. При этом многие страны (например, США, Канада, Австралия и др.) осуществляют иммиграционную политику, которая стимулирует переезд к ним сначала на учебу, а потом и на постоянное жительство лучших зарубежных умов.
 
 
 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by