$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ©

25.11.2011

Белорусский рынок новых легковых автомобилей в этом году закроется примерно на отметке 2007 г., не дотянув до прогноза продаж 20 000 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Такое мнение в комментарии «ЭГ» высказал Сергей ВАРИВОДА, председатель Совета директоров группы компаний «Интеллект», дистрибьютора марок УАЗ, Great Wall, Chery в Беларуси.

 

Если во II квартале соотечественники еще опустошали свои кошельки в пользу покупки легковых автомобилей, то со второй половины года спрос сократился во всех сегментах рынка: бюджетном, корпоративном секторе, домохозяйствах.

 

«Пока продажи новых легковушек держатся на уровне около 1000 авто в месяц, но это уже не 2–3 тысячи II квартала, и похоже в ноябре этот уровень поддержки будет направлен «медвежьим трендом» вниз. Отдельные (и не самые дешевые) бренды демонстрируют хороший уровень продаж — то ли по инерции, то ли при поддержке российского потребителя. В целом же реализация неумолимо сокращается», — говорит С.Варивода.

 

Как ни странно, в условиях Таможенного союза не прирастают, а сдают свои позиции российские бренды. За три квартала т.г. самые большие потери доли рынка понесла группа ГАЗ — 63% к уровню прошлого года. Чуть лучше дела обстоят у ВАЗа и УАЗа — падение на 37% и 43% соответственно. Видимо, сказывается резкое сокращение финансирования государственных программ, предположил С.Варивода.

 

Как следствие, в сегменте легкой коммерческой техники сменился лидер: впервые за многие годы ГАЗ уступил первенство бренду Volkswagen. Вместе с тем у российских автопроизводителей есть локальные победы. Например, «серебряная» позиция ГАЗа в сегменте LCV, «бронзовая» — у ВАЗа в сегменте легковых автомобилей или лидерство УАЗа среди пикапов, но в целом картина выглядит для наших партнеров по Таможенному союзу не лучшим образом. Ожидаемые продажи новой техники УАЗа в этом году — 550–600 единиц.

 

«Пока не наблюдается и такой ожидаемой тенденции, как смещение спроса в сегмент бюджетных иномарок. У кого есть деньги, тот по-прежнему покупает дорогое и элитное. Сбыт китайских автомобилей держится на уровне 0,5% рынка», — резюмировал С.Варивода.

 

По его оценке, присоединение России к ВТО, сопровождающееся изменением ставок таможенных пошлин на ввозимые в ТС иномарки, не приведет к резкому увеличению импорта китайских автомобилей в 2012 г. «Пока не ясно, сохранятся ли действующие правила, когда для относительно недорогих китайских автомобилей таможенная пошлина рассчитывается от объема двигателя по принципу 30% таможенной стоимости, но не менее определенной суммы. Во-вторых, нельзя не учитывать предполагаемое укрепление валютного курса китайского юаня по отношению к мировым валютам, в т.ч. к доллару. Требования США о 25% ревальвации юаня при всей несговорчивости китайских властей, видимо, будут подталкивать курс в сторону укрепления. Соответственно цены автомобилей, выраженные в долларах США, будут расти. В-третьих, до сих пор не ясна дальнейшая судьба Указа от 24.11.2005 № 546 «О некоторых вопросах налогообложения транспортных средств», предоставившая белорусским дилерам льготы по уплате косвенных налогов (НДС и акцизов) при импорте в страну легковых автомобилей. Очевидно лишь то, что вряд ли он продержится дольше, чем 25-процентная ставка таможенной пошлины», — полагает С.Вавривода.

 

В целом же вступление России в ВТО придаст дополнительный импульс развитию цивилизованного автомобильного рынка в стране и увеличению доли продаваемых новых легковых автомобилей. «Не стоит забывать о подготовленном в рамках Таможенного союза техническом регламенте для колесных транспортных средств, — добавил С.Варивода. — Согласно документу, с 1.06.2012 г. в силу вступят единые нормы для России, Казахстана и Беларуси, которые могут закрыть границы ТС для иномарок из США и некоторых других стран».

 

Анастасия ГРИГОРЬЕВА

 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

 

 

 

Китайский концерн Great Wall приступает к производству своих автомобилей в Евросоюзе. В феврале будет запущен завод в болгарском городе Ловеч. В течение первого года эксплуатации он выпустит 8 тыс. автомобилей, а всего его производственные мощности позволят выпускать до 50 тыс. в год. К 2015 г. Great Wall намерено сбывать свою продукцию не только на востоке Европы, но и на севере — в Швеции, Норвегии и Великобритании.

 

 

 

* * *

 

 

 

На смену посткризисному активному росту продаж легковых автомобилей придет стагнация, говорится в исследовании директора Центра экономики автомобильной промышленности Университета Дуйсбург-Эссен Фердинанда Дуденхеффера. По его прогнозу, в 2012 г. мировые продажи автомобилей снизятся с 61,28 млн. до 61,22 млн. И лишь в 2013 г. глобальный автопром вернется к устойчивому росту. При этом связанные со стагнацией проблемы автоконцернов усугубятся из-за избыточных производственных мощностей на всех крупных рынках, в первую очередь в Азии, России, Северной и Южной Америке.

 

 

 

Наиболее проблемным регионом в 2012 г. станет страдающая от долгового кризиса Западная Европа. Здесь спрос снизится по сравнению с 2011-м на 5,3%, до 12,1 млн. — худший результат за последние 18 лет. По мнению Ф.Дуденхеффера, сбыт в Европе останется ниже докризисного уровня до 2015 г.

 

 

 

Негативно на прибылях автоконцернов в Европе скажутся избыточные производственные мощности, оцениваемые в 800 тыс. автомобилей. Их создавали в надежде на бурный рост, который откладывается надолго. Чтобы компенсировать эти потери, европейским автопроизводителям придется сокращать персонал.

 

 

 

Негативные тенденции не обойдут даже самый динамичный рынок — Китай. Здесь, по оценке Дуденхеффера, продажи будут увеличиваться медленнее, чем в 2009–2010 гг., когда рост составлял более 1 млн. автомобилей в год, а избыточные производственные мощности составят до 2 млн. штук, поскольку не только местные, но и многие европейские и американские концерны сделали ставку на этот рынок.