$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ОБРАТНЫЙ ЭФФЕКТ СИНЕРГИИ©

29.06.2012

В правительственных программах сегодня особая роль отводится холдингам. В объединении предприятий в такие структуры видится едва ли не главный источник роста отечественной экономики. Синергический эффект от объединения производственных и финансовых ресурсов предприятий, включенных в холдинги, должен сыграть важную роль в притоке инвестиций, наращивании выпуска продукции и усилении конкурентоспособности. Между тем иные предприятия довольно давно без команды свыше фактически превратились в холдинги — без нормативной базы, специальной регистрации, льгот и даже без доли государства в своем капитале. Теперь они получили возможность именоваться холдингами официально, но работать им легче не стало. Порой даже наоборот. О таком случае рассказали нам в Белорусском союзе предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского.

МО ОАО «Луч» в представлении не нуждается. Это один из крупнейших в республике производителей обуви. После акционирования, состоявшегося в июне 1994 г., доля государства здесь всего 0,018%. Однако предприятие по-прежнему имеет ведомственную подчиненность и получает задания от властей. Главное из них — увеличить объем производства обуви в 2,5 раза — до 3 млн. пар к 2015 г. и 6 млн. пар — к 2018-му. Для этого предстоит построить новый промышленный комплекс с долевым участием компаний, в которых имеется доля «Луча» — ЗАО СП «Отико», ЗАО «Сивельга», СООО «Чевляр» и других. Участок для этого в промузле «Западный» выделен, ведется проектирование комплекса. Кроме того, запланирована реконструкция территории ул. Кальварийская — ул. Тимирязева — Тучинский пер., на которой расположена промышленная площадка «Луча», с созданием здесь Центра развития легкой промышленности.

ОСТАНОВКА за малым — найти деньги. Всего для выноса производства на новую площадку и реконструкцию комплекса в Минске требуется более 100 млн. USD, в т.ч. 40 млн. — на строительство новых корпусов и перенос туда оборудования. ОАО рассчитывало на свои средства, ресурсы дочерних компаний, банковские кредиты и другие инвестиции. В целях централизации собственных ресурсов был зарегистрирован холдинг «Обувь — «Луч», в который вошли 11 предприятий с капиталом ОАО «Луч» и в котором за счет целевых отчислений участников создается централизованный фонд развития. Кроме того, «Отико», «Сивельга» и «Чевляр» могут предоставить для финансирования проектных работ безвозмездные займы.

ОАО за счет собственных средств увеличило номинал своих акций в 2,6 раза в надежде провести дополнительную эмиссию. Ведется поиск инвесторов среди отечественных и зарубежных компаний, способных вложить 2 млн. USD прямых инвестиций, и банков, готовых предоставить 40 млн. USD кредитов под приемлемые проценты.

Другим источником финансирования инвестпроектов могли бы стать дополнительная эмиссия и операции с акциями ОАО «Луч». Работа уже началась: на баланс общества поступило 27 795 акций в счет погашения долга ИП «ЛеГранд», у акционеров было приобретено 10 110 акций. Это сделано в соответствии с решением общего собрания о выкупе до 10% акций ОАО для передачи инвестору в соответствии со ст. 77 Закона «О хозяйственных обществах». Однако дальнейшая покупка акций в ноябре 2011 г. по неясным причинам была приостановлена на неопределенный срок Департаментом по ценным бумагам на основании письма Комитета госконтроля.

ЧТО ЖЕ СТАЛО причиной моратория на движение акций ОАО, который не только затруднил работу по мобилизации ресурсов и привлечению стратегического инвестора, но и сказался на имидже предприятия?

Может, плохая работа? Но цифры говорят о другом. После распада СССР «Луч», как и большинство предприятий легкой промышленности, находится в тяжком кризисе. Если в советские времена здесь производилось 12 млн. пар обуви (правда, в основном низкокачественной), то в начале 90-х оно упало в 8 раз. Однако после акционирования объем производства кожаной обуви «Луч» и его дочерние компании увеличили с 1746 тыс. пар в 1996 г. до 1911 тыс. в 2011-м, причем современной и пользующейся стабильным спросом на внутреннем и внешнем рынках. В 2011 г., например, предприятиями с капиталом «Луча» выпускалось 867 моделей на 162 фасонах колодок обуви — в 2,5 и 1,8 раза больше, чем 5 лет назад. В то же время численность персонала снизилась почти наполовину, а производительность труда выросла более чем в 2,2 раза, притом что за 5 лет капитальные вложения группы составили 8,5 млн. USD.

Благодаря акционированию и реструктуризации, проведенной в 1996 г., предприятие по сути превратилось в холдинг, где функции управляющей компании лежали на ОАО «Луч». В отличие от многих других флагманов советских времен ему удалось сохранить недвижимость, производственную инфраструктуру и социальную сферу, на поддержание которых в течение 10 лет было направлено более 2,5 млн. USD. Одновременно проводилась политика диверсификации капитала. С долевым участием ОАО и его дочерних компаний был создан ряд специализированных предприятий, которым на аутсорсинг передавались отдельные технологические операции, производство материалов для обувного производства. Была также создана собственная торговая сеть в Беларуси и за рубежом, которая насчитывает сегодня 32 магазина и 17 фирменных секций. Кроме того, налажены партнерские отношения с торговыми компаниями России и других стран, что позволяет минимизировать издержки на содержание торговой сети.

Если к началу 1996 г. кредиторская задолженность общества достигла 64,5 млрд. Br, в т.ч. в бюджет и внебюджетные фонды — 14,3 млрд. Br, то к ноябрю 1999 г. основные долги удалось погасить, привлечь 1,5 млн. USD прямых иностранных инвестиций и обеспечить рентабельную работу. За 2006–2011 гг. ОАО и обувными предприятиями с капиталом общества уплачено в бюджет, ФСЗН и Белгосстрах более 103 млрд. Br. Инвестиции за счет собственных и заемных средств за 2006–2011 гг. составили 4,5 млн. USD. Снижена зависимость от импорта, а экспорт вырос по сравнению с 2006 г. в 2,1 раза.

Расширение ассортимента, моделей и фасонов существенно увеличило трудоемкость. Но основные производственные мощности обувных предприятий с долей капитала «Луча» использовались в 2011 г. в среднем на 84,2%, а износ основных средств достигает 60%. Одна из главных проблем — швейное производство, для которого в Минске не хватает кадров и площадей. Выход видится в организации цехов (участков) и размещении заказов в других городах республики.

ОТМЕТИМ, что «Луч» добился успеха в том, что в мире считается главной целью ведения бизнеса — в создании своей стоимости. На момент акционирования оценочная стоимость «Луча» составляла 10 669,8 млн. Br, или 646,7 тыс. USD, а уставный фонд — 6976,6 млн. Br (422,8 тыс. USD). Теперь же он равен 90 029,2 млн. Br (10,8 млн. USD).

Но это не решает всех проблем развития. Без нового строительства и модернизации оборудования нереально выполнить планы по увеличению объемов производства и сбыта. Компания теряет время, необходимое для укрепления своей конкурентоспособности перед угрозами, возникающими в связи с созданием Единого экономического пространства и вступлением России в ВТО. Тут бы государству оказать всяческую помощь. Однако просьбы отменить решение по блокировке движения акций, обращенные в правительство, с января остаются без ответа. Соответственно остановился поиск стратегического инвестора — в такой ситуации обувщикам нечего ему предложить.

СКЛАДЫВАЕТСЯ странная ситуация: власти столько говорят о необходимости привлекать инвестиции, использовать для этого современные финансовые инструменты. Но тем, кто начинает воплощать в жизнь эти призывы, тут же вставляются палки в колеса. Может, все дело в том, что «Луч» — слишком успешная структура с минимальным участием государства? Не зря же в правительственных коридорах витает проект учреждения нового обувного холдинга, для создания которого 25% акций «Луча» следует передать государству. Вот только дарить их акционеры предприятия не желают, а для выкупа по рыночной цене в бюджете нет денег. Конечно, в арсенале у чиновников найдутся другие варианты. Но стоит ли так утруждаться? Ведь «наезды» под предлогом неэффективного использования приватизированного имущества не к лицу стране, стремящейся улучшить свой инвестиционный климат.

Вадим ЛЕБЕДЕВ