Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Интеграция
09.10.2012 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЕЭП©

Идеологи Единого экономического пространства уверены, что его создание улучшит условия ведения бизнеса в странах-участницах, снизит риски за счет появления международных правовых гарантий, возможности укрупнения компаний. Однако не исключено и появление новых угроз и рисков. О них рассказал на III Международной конференции «Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: современность и перспективы развития в контексте формирования Единого экономического пространства» декан факультета технологий управления и гуманитаризации БНТУ, доцент Геннадий БРОВКА.

Идеологи Единого экономического пространства уверены, что его создание улучшит условия ведения бизнеса в странах-участницах, снизит риски за счет появления международных правовых гарантий, возможности укрупнения компаний. Однако не исключено и появление новых угроз и рисков. О них рассказал на III Международной конференции «Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: современность и перспективы развития в контексте формирования Единого экономического пространства» декан факультета технологий управления и гуманитаризации БНТУ, доцент Геннадий БРОВКА.

Разработка правовой базы ЕЭП осуществляется на основе норм и правил ВТО и опыта интеграции ЕС, что в перспективе делает совместимым интеграцию трех стран с Украиной и Евросоюзом, считает Г.Бровка. Правда, Украина сохраняет по этому вопросу особую позицию и имеет сегодня более тесные связи с ЕС, чем со странами СНГ.

Одна из главных проблем — координация позиций стран ЕЭП по условиям вступления в ВТО Беларуси и Казахстана. Вопросы доступа к их рынкам, прежде всего энергоресурсов, промышленной и сельхозпродукции еще предстоит согласовать с нынешними членами ВТО. При этом вступление в эту организацию России определило закрепление (связывание) режима ее внешней торговли, тогда как другие государства остались свободными от данных обязательств.

Равенство условий благоприятствует странам, имеющим значительные запасы топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, но создает дополнительные трудности для тех, у кого ограничена сырьевая база, в т.ч. для Беларуси.

До недавнего времени внутренний рынок Беларуси был более открыт для конкуренции, чем российский, поскольку на момент заключения Соглашений по ЕЭП белорусский средневзвешенный импортный тариф составлял 8,04%, в то время как в России — 12,4%. И хотя уровень гармонизации пошлин Беларуси и России до принятия Единого таможенного тарифа ТС (ЕТТ ТС) составлял 95%, после его введения белорусский средневзвешенный импортный тариф повысился почти до 10%.

После вступления России в ВТО уровень тарифов снизится с 10,4% приблизительно до 8%, т.е. практически к уровню до введения ЕТТ ТС. Однако группы товаров, на которые будут снижены импортные пошлины по условиям ВТО, отличаются от тех, на которые были повышены пошлины при вступлении в ТС.

Инвестиционная политика Беларуси в условиях ЕЭП более активна по сравнению с иными странами. Удельный вес инвестиций в основной капитал в ВВП Беларуси (в 2010 г. — 33,3%) значительно выше, чем в России (20,3%) и Казахстане (21,9%). При этом у нас большая часть ресурсов направляется в промышленность и сельское хозяйство (25,5% и 17,4% соответственно), тогда как в Казахстане и России — в промышленность (55,6% и 39.1% соответственно) и транспорт (17,1% и 26,7%). С другой стороны, мы отстаем от своих партнеров в разнообразии применяемых форм и инструментов инвестиций. В Беларуси приоритетом инвестиционной политики объявлены экспортоориентированные и импортозамещающие проекты, а их финансирование ведется в основном за счет заемных средств. Доля кредитов банков в инвестициях в Беларуси значительно выше, чем в других странах СНГ, что и стало одной из причин чрезмерной эмиссии в предыдущие годы.

Что касается прямых иностранных инвестиций (ПИИ), то главным их донором для Беларуси остается Россия, что обеспечивает в отечественной экономике доминирование российского капитала. Между тем наиболее благоприятные условия привлечения ПИИ наблюдаются в Казахстане. Отдельные конкурентные преимущества в этой сфере перед партнерами по ЕЭП имеются и у нас, но, по мнению Г.Бровки, они используются не в полной мере.

Вступление России в ВТО значительно повышает ее инвестиционную привлекательность по сравнению с остальными участниками ЕЭП. Увеличение притока ПИИ будет способствовать более активному внедрению современных технологий в производство, что обеспечит развитие и дальнейшую модернизацию российских предприятий.

Активные переговоры по вступлению в ВТО ведет Казахстан. И отставание здесь Беларуси приведет к снижению заинтересованности иностранного капитала в реализации инвестпроектов в нашей стране, а также его оттоку за рубеж, что является угрозой экономической безопасности страны. Поэтому вступление Беларуси в ВТО должно стать одной из приоритетных задач правительства.

Усиление экономической безопасности страны должно включать в себя комплекс таких мер, как кардинальное улучшение институциональных условий ведения бизнеса, переориентация потоков капитала в развитие приоритетных сфер деятельности, пересмотр стратегии инвестирования бюджетных средств, развитие технологических связей с предприятиями России и Казахстана, приватизация, улучшение позиций Беларуси в ведущих мировых экономических рейтингах, совершенствование фискальных стимулов для привлечения иностранных и национальных инвестиций.

Беларусь должна воспользоваться выгодным географическим расположением и включиться в полноценную конкуренцию в регионе за привлечение инвестиций в экономику, считает Г.Бровка.

Таким образом, создание ЕЭП влечет и появление новых угроз для экономической безопасности его членов. В частности, для Беларуси это снижение уровня тарифной защиты национальных производителей и возможностей применения протекционистских мер, падение заинтересованности иностранных инвесторов из-за неучастия в ВТО, отток капитала, возрастание конкуренции на российском, казахстанском и внутреннем рынках.

Интеграционный опыт ЕС является очень показательным с разных позиций. Но он не является универсальным для стран — участников ЕЭП, предупреждает ученый. Для полноценной работы ЕЭП необходимо реализовать несколько десятков соглашений, ряд из которых носит революционный характер для экономических моделей Казахстана и Беларуси. Особенно тяжело переход к ЕЭП может сказаться на экономике Беларуси, где госсектор составляет более 75%.

Дополнительными рисками, по мнению Г.Бровки, грозят значительные диспропорции в экономическом и социальном развитии членов ЕЭП и активизация экспортеров третьих стран по использованию Беларуси и Казахстана в качестве плацдарма доступа к российскому рынку. К тому же наши партнеры по ТС и ЕЭП являются крупными поставщиками энергоносителей на мировой рынок, а Россия, в придачу, их импортером и транзитером на европейские рынки. Пока единственной реальной возможностью для формирования интеграционных проектов под руководством России остается использование для привлечения партнеров российских ресурсов, включая финансовые и сырьевые, а также закрепление на рынке РФ. Проект коллективного вступления в ВТО не состоялся, зато существует угроза, что из всех интеграционных планов будет реализована только энергетическая составляющая.

Татьяна АБРАМОВИЧ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by