Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Программы
12.02.2016 18 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Обнять все векторы©

В проекте Национальной программы поддержки и развития экспорта на 2016–2020 годы, предложенном для общественного обсуждения на сайте МИДа, основными приоритетами объявлены рост и диверсификация экспорта товаров и услуг, обеспечение сбалансированности внешней торговли.

Главным отличием от предыдущих подобных программ является стремление обеспечить многовекторную внешнюю политику страны, устойчивый рост ее экспортного потенциала. Для этого основной целью развития внешнеэкономических отношений выбирается «снижение до минимума внешнеэкономических угроз на основе эффективного участия в международном разделении труда, использования конкурентных преимуществ страны, применения механизмов международных интеграционных объединений и снижения зависимости от традиционных экспортных позиций и рынков за счет диверсификации товарной номенклатуры». Чтобы минимизировать зависимость отечественной экономики от влияния ключевых факторов внешнеэкономической конъюнктуры, по мнению авторов проекта, требуется опережающий рост экспорта услуг, реализация потенциала действующих и развитие новых производств с высокой добавленной стоимостью, повышение удельного веса в экспорте инновационных товаров и продукции, произведенной из местных ресурсов.

Есть все

для успеха

Возможности увеличения экспорта зависят от степени реализации приоритетов социально-экономического развития: инновационного развития экономики, создания благоприятной институциональной среды, инвестиционного и бизнес-климата, развития человеческого капитала, расширения и углубления интеграционных процессов, снижения импортоемкости экономики, товарной и региональной диверсификации экспорта, формирования территорий опережающего развития и т.д. По мнению авторов проекта, за последние 15 лет в республике созданы институциональная и нормативно-правовая база и система мер поддержки экспорта, налажен диалог власти и бизнеса, проведена модернизация базовых отраслей экономики. Чтобы преодолеть препятствия, мешающие дальнейшему развитию экспорта, нужно лишь решить в 2 этапа ряд проблем.

 

Среди них: развитие экономической интеграции в рамках ЕАЭС, создание и либерализация общего рынка без изъятий и ограничений, расширение и диверсификация торгово-экономических связей с различными странами, сотрудничество с интеграционными объединениями, включая ЕС, и международными экономическими организациями, вступление в ВТО, продвижение национального капитала на мировые рынки, включение в международные и формирование собственных ТНК, обеспечивающих новый уровень производительности труда и экологической безопасности, создание гибких коммерческих структур с привлечением внешних инвестиций для совершенствования инфраструктуры, опережающее развитие экспорта услуг, выработка совместной трансграничной региональной политики и т.п. Не забыта задача включения республики в индекс глобальной конкурентоспособности, решить которую планировалось еще 5 лет назад.

Неоднократно упоминается в проекте активизация торгово-экономических связей с перспективными, быстрорастущими экономиками и емкими рынками сбыта стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. К новым перспективным рынкам стран «дальней дуги» относятся страны мира, за исключением ЕАЭС, СНГ, ЕС, Бразилии, Венесуэлы, Вьетнама, Грузии, Индии, Китая, Кубы, Монголии, Нигерии, Пакистана, США и ЮАР. Заметим, эта задача уже несколько лет считается одной из приоритетных для белорусских экспортеров. Но, несмотря на местами значительные темпы роста, объемы поставок на такие рынки остаются более чем скромными.

Сохранить

и приумножить

В свою очередь, главной целью программы провозглашается совершенствование национальной системы господдержки экспорта, а основными задачами:

– реконфигурация законодательства в сфере поддержки экспорта с учетом мировой практики и функционирования белорусской модели экономики (от изменения нормативной базы до модернизации финансовых механизмов и развития нефинансовых инструментов сопровождения поддержки экспорта);

– сохранение и расширение позиций республики на традиционных рынках, диверсификация торговли и сотрудничества c региональными объединениями, международными экономическими организациями (в т.ч. проведение единой ценовой политики в отношении своих контрагентов на региональном рынке, развитие национальной товаропроводящей сети, углубление кооперационных связей, стандартизация и сертификация);

– достижение цели по выполнению партнерами по ЕАЭС договоренностей о снятии барьеров, ограничений и изъятий в торговле отдельными видами товаров и оказании отдельных видов услуг, в первую очередь, в отношении энергоносителей, продукции сборочных производств, либерализации автомобильных перевозок и других чувствительных позиций. Снятие имеющихся санкций ЕС и США в отношении белорусских предприятий и недопущение их расширительного толкования;

– стимулирование производителей товаров и услуг к расширению товарной номенклатуры, совершенствование подходов к работе с МСП по экспортной тематике;

– формирование условий для стимулирования несырьевого, высокотехнологического, инновационного экспорта товаров и услуг.

Ставится задача обеспечить равновесное (по 1/3) соотношение экспорта белорусских товаров на рынках ЕАЭС – ЕС – стран «дальней дуги». В то же время Беларусь намерена концептуально позиционироваться в качестве «экспортного центра» ЕАЭС. Правда, для решения этих задач потребуется согласовать немало вопросов с партнерами по союзу.

Успех проекту должен обеспечить выход на новый виток инновационного цикла: «предвидение и планирование – приоритеты – ориентированные на коммерческий результат исследования и разработки – трансфер технологий – конкурентоспособное производство – рост добавленной стоимости – инвестирование в инновационную деятельность – рост инновационной культуры». По-видимому, авторы проекта не сомневаются, что это вполне возможно в рамках административно-командной экономики, невзирая на доминирование методов ручного управления.

А потому строятся планы развития экспортоориентированной ИТ-индустрии, расширения спектра экспортируемых услуг в области транспорта, туризма, медицины, связи, финансов и консалтинга и т.п., создания условий для трансфера технологий, формирования национальных инновационно-промышленных кластеров и т.п.

При определении критериев получения государственной поддержки базовыми принципами станут обеспечение равного доступа к инструментам поддержки для предприятий всех форм собственности, наращивание вклада малого и среднего предпринимательства в экспортный потенциал страны и стимулирование создания новых экспортоориентированных производств.

Итоги выполнения предыдущей программы на 2011–2015 годы  выявили серьезные проблемы, отмечается в проекте. Из них важнейшей является... существенное различие прогнозных и фактических значений ее параметров . Впрочем, вдаваться в причины этих расхождений авторы проекта видимо не сочли нужным.

Цель на карте

В проекте представляется «Дорожная карта мероприятий по реализации Программы «Экспорт Беларуси» на 2016–2020 годы» – комплекс мероприятий, обеспечивающий достижение поставленной цели, с указанием названия мероприятия, исполнителей, сроков реализации. Исполнителями программы станут мнистерства и ведомства, местные власти, но при необходимости можно будет привлекать деловые ассоциации и даже субъектов малого и среднего предпринимательства.

В целях установления и решения тактических задач в рамках реализации программы ежегодно будут устанавливаться прогнозные показатели внешней торговли товарами и услугами. Также будут разрабатываться планы совместных действий МИД с другими министерствами и ведомствами, облисполкомами и Мингорисполкомом по развитию торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Республики Беларусь с зарубежными странами.

Целевыми показателями программы станут прогнозные параметры объемов экспорта и сальдо внешней торговли, которые правительство установит в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы. Кроме того, в результате реализации программы к 2020 г. удельный вес экспорта товаров на новые перспективные рынки «дальней дуги» должен вырасти до 10% в общем объеме экспорта товаров, а доля экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг – до 25%.

Запас

беды не чинит

Традиционно самым уязвимым местом правительственных программ является ресурсное обеспечение. В рассматриваемом проекте заверяется, что «дорожная карта» не потребует целевого выделения средств республиканского и местных бюджетов. Отдельные ее мероприятия, касающиеся экспорта товаров и услуг, будут реализованы в увязке с мероприятиями, запланированными в рамках государственных, региональных программ и подпрограмм на период 2016–2020 гг. в пределах уже предусмотренного финансирования. Их источниками могут быть средства республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, собственные средства исполнителей программ, средства, полученные от спонсорской и благотворительной помощи, заемные средства и иные источники, не противоречащие актам законодательства.

Финансирование расходов по поддержке экспорта в рамках указов от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» и от 24.09.2009 № 466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь», а также частичное финансирование организации национальных выставок (экспозиций) за рубежом в соответствии с постановлением Совмина от 23.04.2012 № 384 «О некоторых вопросах выставочной и ярмарочной деятельности» будут осуществляться в пределах средств, выделенных из республиканского бюджета на эти цели в соответствующем календарном году.

В случае необходимости дополнения «дорожной карты» мероприятиями, для исполнения которых потребуется финансирование, ежегодно, начиная с 2017 г. до 2020 г., исполнители программы должны формировать заявки в установленном порядке и направлять их координатору программы.

Учитывая проблемы с деньгами, которые, к сожалению, испытывают сегодня как республиканский бюджет, так и субъекты хозяйствования, финансовая сторона реализации «дорожной карты» выглядит несколько неубедительно. А ведь для столь масштабного инновационного прорыва и завоевания новых рынков требуются немалые средства.

Если

вы такие умные...

Компенсировать нехватку денег, вероятно, поможет научное обеспечение программы. В ее проекте заверяется, что «научный прогноз предусматривает сохранение преимуществ модели социально-экономического развития Республики Беларусь и формирование новой парадигмы государственного регулирования при поэтапной комплексной модернизации реального сектора экономики и структурных изменениях в системе управления отраслями, привлечение прямых инвестиций, создание высокоэффективной конкурентоспособной национальной экономики, экономики знаний».

Посредством научного прогноза будут развиваться и дополняться уже принятые и реализуемые программные документы. Среди новых подходов, заложенных в научном прогнозе, отметим методику определения внутренних инвестиционных источников для реструктуризации экономики, на основе которой будет строиться прогноз, обеспечивающий «сбалансированное и самодостаточное развитие всех видов экономической деятельности в стране». Хочется верить, что этот прогноз сбудется точнее, чем тот, который был разработан на 2011–2015 гг.

По-прежнему большие надежды авторы проекта возлагают на евразийскую интеграцию. Предлагается разрабатывать совместные программы импортозамещения в рамках ЕАЭС в ходе формирования согласованной промышленной политики (хотя наши партнеры «импортозамещают» прежде всего именно белорусскую продукцию), совершенствовать антимонопольное законодательство на едином евразийском рынке. Также предлагается создавать в рамках ЕАЭС совместные государственные инновационные корпорации. Видимо, авторов проекта сильно вдохновили итоги деятельности «Роснано» и других подобных госкорпораций, растративших многомиллиардные вложения с более чем скромными результатами.

Довольно хрестоматийно выглядит призыв использовать проверенные в мировой практике методы привлечения зарубежного капитала для поддержки экспорта. Они действительно вполне успешно срабатывают, но лишь там, где рыночную экономику не считают «так называемой».

Куда

катится этот мир

Интересно, что авторы Программы, с одной стороны, прогнозируют усиление конкуренции на мировых рынках и дифференциации стран по уровню экономического развития, а с другой – считают, что это проявится не только в усилении дисбалансов в области мировой торговли и движении капиталов, но и в переформатировании мировой финансовой системы. В Минске надеются на появление новых мировых центров экономического развития в Азии и Латинской Америке, формирование новых региональных и межрегиональных интеграционных объединений стран, ТНК, развитие сети зон свободной торговли. При этом прогнозируется, что «главными «драйверами» роста мировой экономики с большой вероятностью станут Китай и Индия», а к 2020 г. доля стран БРИКС в мировом ВВП вырастет с 20% до 30%, тогда как доля США, ЕС и Японии сократится с 45 до 34%».

Заметим, что международные организации, делавшие подобные прогнозы еще 1–2 года тому назад, сегодня наперебой меняют свое мнение. Например, в бюллетене МВФ, опубликованном 19 января т.г., отмечается, что в странах с развитой экономикой будет продолжаться небольшой и неровный восстановительный рост с постепенным дальнейшим сокращением разрыва между фактическим и потенциальным объемом производства. В развивающихся странах и странах с формирующимся рынком, в т.ч. в Китае, напротив, МВФ ожидает замедление роста, а в России и Бразилии в 2016–2017 гг. – в лучшем случае – выход из рецессии и постепенное повышение темпов роста, «хотя даже это прогнозируемое частичное восстановление может быть подорвано в случае новых экономических или политических шоков».

В Программе признается, что основу мировой экономики образуют технологии V и VI укладов, базирующихся на внедрении новых знаний и информации. Но при этом умалчивается, что «драйверами» и лидерами этих процессов остаются именно развитые страны, где создаются и внедряются те технологии, которые в последнее время постоянно перечисляются в белорусских правительственных программах. Впрочем, у нас инновационный потенциал предприятий по-прежнему планируется поднимать с помощью государственного «патронирования».

Строить полуфутурологические прогнозы об изменении баланса мировой торговли, конечно, занятие увлекательное. Но использовать их как основу для конкретных управленческих решений бывает довольно рискованно. После 25-процентного падения объемов внешней торговли это пора усвоить.

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений