$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Облачно с прояснениями

28.07.2009

Насколько хорош инвестиционный климат Беларуси для иностранцев? Одни считают его вполне комфортным и привлекательным, другие указывают на высокие риски, связанные с ведением бизнеса. Свои точки зрения по этому вопросу в ходе круглого стола высказали представители органов госуправления и Белорусской научно-промышленной ассоциации. На фоне цифр роста и перечней нормативных документов стоит призадуматься над причинами провала ряда проектов и ущемления интересов отдельных инвесторов.

Работа над «погодой» ведется постоянно. Так, Минэкономики приступило к подготовке крупного инвестиционного форума, который продолжит начатую в 2008 г. в Лондоне традицию представления страны зарубежному деловому сообществу. Как сообщил начальник управления международного и инвестиционного сотрудничества и свободных экономических зон министерства Владислав Золин, хотя его «нам предлагали провести где-то за рубежом», выбор сделан в пользу белорусской столицы. По его словам, прошлогодний форум в Лондоне бы столь популярен, что не вместил всех желающих. Правда, как изменилось отношение зарубежных капиталистов, узнать не удалось — такого учета в Минэкономики, похоже, не ведется. Впрочем, по словам В.Золина, инвесторы в Беларусь приходят. С 2002 г. у нас наблюдается динамичный рост привлекаемых капиталов. Даже в условиях кризиса в I квартале 2009 г. их объем составил 2 млрд. USD. Осталось лишь изменить их качественный состав, перейдя от заимствований к прямым инвестициям.

Правда, для этого потребуются существенные корректировки действующего законодательства. Поэтому в Минэкономики создана рабочая группа, которая анализирует предложения по изменению некоторых положений Инвестиционного кодекса. Готовится проект декрета, направленный на создание благоприятных условий для инвесторов, содержащий ряд льгот и гарантий. В частности, инвестор сможет заключать инвестиционный договор как с республикой, так и с облисполкомами или с министерствами и ведомствами, сообщил В.Золин. В указанном договоре, как предполагается, стороны пропишут обязательства, выполнение которых должно явиться дополнительным фактором по укреплению прав иностранных бизнесменов.

АКТИВИЗИРОВАТЬ процесс привлечения инвесторов в нашу страну предполагается и за счет развития инструментов фондового рынка. «Потенциал белорусских компаний достаточно высок», — считает директор Департамента по ценным бумагам Минфина Александр Гальперин. Об этом можно судить по уровню рыночных цен акций тех ОАО, которые выставляются на фондовую биржу. Меры по либерализации правил регулирования отечественного фондового рынка способствуют активизации торговли корпоративными ценными бумагами, считает глава департамента. Если на 1.01.2008 г. объем эмиссии акций составлял 16 трлн. Br, то на 1.01.2009 г. он увеличился до 31,2 трлн., а на 1 июля — до 36,5 трлн. Причем, по словам А.Гальперина, здесь наблюдаются качественные изменения. Если в прошлые годы эмиссия производилась в основном за счет собственных ресурсов предприятий, то сегодня — средств инвесторов.

Дальнейшее развитие в Беларуси фондового рынка связывается с принятием концептуальных документов. Так, завершается работа над проектом новой редакции закона «О ценных бумагах и фондовых биржах» на основе международных стандартов. Ведется работа по созданию условий для становления и развития института коллективных инвестиций.

ВАЖНОЕ место в привлечении инвесторов государство отводит приватизации. Первый заместитель директора Фонда госимущества Петр Лукьянов признал, что к этому, в первую очередь, толкает потребность белорусских предприятий в обновлении основных средств, изношенность которых достигает в среднем 70%. Самостоятельно решить эту проблему у субъектов хозяйствования и государства нет средств. Потому-то и появился план масштабной приватизации, началом которой стало преобразование ряда госпредприятий в ОАО. Но надежды привлечь иностранцев такой «сменой вывески» пока не оправдываются. Более того, П.Лукьянов констатирует спад их интереса. Причем это касается даже тех субъектов хозяйствования, которые уже находились в поле зрения потенциальных покупателей. Виной тому, по словам чиновника, мировой кризис.

Впрочем, независимые эксперты полагают, что причина не только в этом. Иностранцы, по их мнению, обращают внимание на «самочувствие» тех, кто уже вложил капиталы в белорусскую экономику. А им похвастаться особо нечем — процветающих предприятий с иностранным капиталом немного.

Например, у австрийской компании ATEC, которая в свое время приобрела стеклозавод «Елизово», что в Осиповичском районе, и Минский мотовелозавод, из-за финансовых трудностей возникли проблемы с исполнением обязательств. Согласно Указу Президента от 26.07.2007 № 354 «О некоторых вопросах открытого акционерного общества «Мотовело» и заключенному договору фирме ATEC Holding GmbH полагалось уплатить за акции ОАО 15,6 млрд. Br, погасить долги завода, сохранив его специализацию и торговую марку, и инвестировать в его развитие в 2007-2012 гг. не менее 20 млн. USD. «Все условия по договору купли-продажи пока выполняются. Но есть вопрос по частичной оплате», — сообщил П.Лукьянов, отвечая на вопрос корреспондента «ЭГ».

По его словам, из-за нарушения сроков оплаты вступили в действие штрафные санкции. Эта ситуация неоднократно обсуждалась в Совмине, Минпроме, Минэкономики. Австрийская сторона предлагает заменить в договоре одну фирму холдинга на другую. Но для этого потребуется принятие документа на уровне главы государства. Похожие трудности испытывает ATEC и на стеклозаводе «Елизово». Впрочем, в правительстве не опасаются потери инвестора, поскольку тот уже вложил большие деньги в оба завода, связав себя по рукам и ногам. Остается дождаться, что будет с самими предприятиями.

А вот ОАО «Минский фарфоровый завод» исключено из программы приватизации, поскольку, как пояснил «ЭГ» первый зампред Фонда госимущества, его решено вынести за пределы столицы. Реализовать этот план намерен БелСвиссБанк — при условии, что ему позволят заняться застройкой площадей, которые занимает завод. Мнение трудового коллектива, передавшего 2 года назад свои акции государству, пообещавшему взамен эффективное управление предприятием, уже никого не интересует. Так что работники — бывшие владельцы акций потеряют рабочие места, не получив взамен компенцации за счет денег, которые нынешний собственник выручит от продажи площадей завода.

На круглом столе обсуждался и еще один факт перераспределения собственности — БНПА потеряла административное здание по улице К.Маркса, 15, переданное ему в 1991 г. Как сообщил первый заместитель председателя этого РОО Виталий Севрукевич, за счет собственных средств объединения БНПА провело его перестройку. В 2000 г. оно было зарегистрировано БНПА на праве собственности. Три года назад «по непонятным причинам» была возбуждена проверка по анонимному письму. В ней участвовала комиссия из числа представителей КГК, Генпрокуратуры, Мингорисполкома. «Ни одного замечания к нашей ассоциации по приобретению, строительству, использованию не было, — подчеркнул В.Севрукевич. — Но, в конце концов, мы поняли, что данный объект, который, к нашему сожалению, находится в центре города, явился привлекательным и в связи с этим есть желание его у нас изъять». На сегодня процесс изъятия у РОО здания в коммунальную собственность уже фактически завершился — к удивлению иностранных партнеров БНПА. Некоторые из них даже обратились в органы госуправления Беларуси с просьбой восстановить справедливость. Но их призывы пока не услышаны. «Это не вопрос одной общественной организации, а инвестиционного имиджа Республики Беларусь», — уверен В.Севрукевич.

«Оценка совокупных рисков в стране сдерживает многих инвесторов, полагает директор Местного регионального фонда содействия инвестициям «БНПА-инвест» Валерий Малаховский. По его словам, успешная инвестиционная политика нашей страны невозможна без уважительного отношения к национальному инвестору. Если за рубежом исходят из аксиомы, что капитал местных бизнесменов более надежен для экономической безопасности страны, то у нас это правило не в моде. В результате, как считает В.Малаховский, потенциальные и реальные потоки необходимых Беларуси финансовых ресурсов существенно разнятся.

Михал Стельмак


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях