$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Обещание реформ

01.09.2009

Повторный с начала года существенный дефицит текущего счета платежного баланса побудил правительство Беларуси обратиться к МВФ с просьбой увеличить объем привлекаемого внешнего финансирования на 1 млрд. USD, до 3,5 млрд. МВФ удовлетворил просьбу, приняв гарантии Беларуси изменить денежно-кредитную и курсовую политику, начать структурные реформы, в т.ч. приватизацию, говорится в докладе фонда, опубликованном 24 августа.

Таких мер требует ситуация в экономике. По прогнозу МВФ, в текущем году ВВП страны сократится на 3% к уровню 2008 г из-за неблагоприятных внешних условий и снижения внутреннего спроса. Частичное восстановление внешней конкурентоспособности оживит белорусскую экономику в 2010 г. примерно на 2,5% прироста. И если жесткая денежно-кредитная политика властей компенсирует обесценение рубля, то в 2010 г. инфляция в стране упадет ниже 10%.

По оценкам экспертов МВФ, повысить конкурентоспособность страна может большей гибкостью обменного курса и структурными реформами, ограничениями в бюджетной политике. Эти меры в среднесрочной перспективе способны улучшить баланс счета текущих операций и снизить госдолг.

В жестких рамках

Меры курсовой и денежно-кредитной политики, предпринятые денежными властями Беларуси с начала 2009 г. (девальвация рубля, коррекция валютного коридора в мае-июне), были направлены на то, чтобы облегчить коррекцию счета текущих операций платежного баланса и ослабить давление на резервы.

Расчеты показывают, что на конец апреля реальный эффективный обменный курс белорусского рубля (РЭОК), который является базовым показателем конкурентоспособности цен на белорусский экспорт, был лишь на 6% выше предкризисного уровня (июль 2008 г.). Снижение курса белорусского рубля в рамках валютного коридора и укрепление российского рубля представляются МВФ достаточными, чтобы полностью компенсировать повышение курса, наблюдавшееся с августа 2008 г. Осторожная политика в области зарплаты вкупе с жесткими мерами денежно-кредитной политики, направленные на сохранение низкой инфляции, будут способствовать повышению конкурентоспособности белорусской продукции. Меры коррекции РЭОК сократят дефицит счета текущих операций до 7,8% ВВП в 2009 г. и до уровня не менее 6% в 2010-м, сказано в отчете.

Обновленный стресс-тест банков, проведенный после коррекции курса белорусского рубя в мае-июне, говорит о том, что воздействия коррекции на коммерческие банки поддаются управлению.

Так, при осуществлении согласованных мер политики (умеренное обесценение национальной валюты, 2-процентное повышение ставок по рублевым депозитам и увеличение необслуживаемых кредитов на 5 п.п.) коэффициент достаточности капитала останется выше нормативных уровней во всех белорусских банках, при этом значение коэффициента для системы в целом будет выше 17%. А в рамках сценария, предусматривающего более радикальные изменения (20-процентное обесценение национальной валюты, 5-процентное повышение ставок по рублевым депозитам, увеличение необслуживаемых кредитов на 10 п.п.), коэффициент достаточности капитала трех банков, на долю которых приходится 12% совокупных активов системы, упадет ниже нормы, а коэффициент для системы в целом снизится до 15%. «Учитывая недостатки действующей классификации ссуд (которая должна быть исправлена к сентябрю), текущие значения КДК, скорее всего, завышены, поэтому снижение этого показателя на 5 п.п. во втором сценарии представляет собой существенный риск для стабильности финансовой системы и указывает на необходимость планов на случай чрезвычайных обстоятельств», — отмечают эксперты МВФ.

Они подчеркивают, что уязвимость банковской системы Беларуси обусловлена шаткостью ситуации с ликвидностью. Ее стресс-тесты показывают, что в результате отзыва 10% рублевых обязательств соотношение ликвидных активов к совокупным в 4 крупнейших банках опустится ниже норматива. При этом два банка, на долю которых приходится 45% активов банковской системы, не будут выполнять норматив текущей ликвидности. Кроме того, коэффициент краткосрочной ликвидности для системы в целом упадет до 83% (норматив — 100%). Поэтому повышение средней процентной ставки по рублевым депозитам и снижение ожиданий в отношении девальвации будут стимулировать накопление рублевых депозитов и ослабят банковские проблемы с ликвидностью.

МВФ поддерживает планы Нацбанка РБ ужесточить денежно-кредитную политику, чтобы поддержать необходимую внешнюю корректировку. В соответствии с ними рост широкого показателя денежной массы и денежной базы в 2009 г. будет ниже, чем ранее предлагалось, из-за более низкого объема производства и увеличения скорости денежного обращения.

С учетом этого показатели чистых внутренних активов пересмотрены в сторону повышения, но на меньшую величину, чем рублевый эквивалент прогнозируемого сокращения чистых международных резервов. Кредит Нацбанка коммерческим банкам и кредит экономике в номинальном значении будут расти, но реальный рост кредита экономике будет близок к нулю.

Нацбанк обосновал рекомендации, выданные коммерческим банкам в части повышения процентных ставок по рублевым депозитам и поддержания средних ставок по новым срочным депозитам физлиц на уровне не менее 21,6%. Эта мера будет поддержана ограничением предложения ликвидности, в т.ч. через ломбардные аукционы. Если во II полугодии 2009 г. показатели чистых международных резервов и чистых валовых активов, контролируемые МВФ, будут выполнены, а доля срочных рублевых депозитов продолжит расти, Нацбанку придется снизить процентные ставки и ставки интервенции, сохраняя их положительное значение в реальном выражении.

МВФ и Нацбанк согласовали меры для приведения классификации займов в соответствие с международной практикой, что позволит в будущем проводить более объективную оценку устойчивости финансового сектора.

Будем последовательны

Наибольшим риском для программы теперь является вероятность непоследовательного проведения экономической политики со стороны правительства РБ, связанной с желанием избежать массовых банкротств и потери рабочих мест.

«Определенные меры антикризисной политики правительства Беларуси, несмотря на их нетрадиционность, были разумной реакцией: например, введение коротких рабочих недель и неоплачиваемых отпусков во избежание увольнения работников», — признает МВФ.

Адекватным ответом на кризис фонд считает и намерения улучшить структуру налоговой системы Беларуси посредством снижения ставки налога на прибыль до 20%, отмены местного налога с продаж и повышения ставки НДС до 22%. По мнению экспертов МВФ, благодаря повышению рентабельности уменьшенная ставка налога на прибыль поддержит внутреннее производство, а более высокая ставка НДС будет способствовать росту доходов госбюджета. «В контексте среднесрочной программы реформ, направленной на снижение налогового бремени, можно было бы рассмотреть возможность снижения ставки НДС до применяемых в регионе уровней. Обусловленные этим потери доходов можно было бы компенсировать за счет сокращения налоговых льгот и числа товаров, облагаемых НДС по пониженным ставкам», — говорится в отчете.

МВФ прогнозирует, что госинвестиции в Беларуси в 2009 г. сократятся на 4 п.п. ВВП в сравнении с уровнем 2008 г. из-за более жесткого отбора проектов, определяемого процентом выполненных работ и необходимостью защитить инвестиции в социальные секторы и секторы, способствующие экономическому росту. Эксперты фонда призвали уменьшить всеобщие субсидии на процентные ставки, коммунальные услуги и транспорт, расширить масштабы адресной помощи, предоставляемой в зависимости от размера доходов.

По мнению МВФ, официальные органы должны лимитировать использование субсидированного кредитования, которое подразумевает значительные бюджетные затраты и может вытеснить кредитование по рыночным ставкам.

Придется решиться

Зато интенсификация деятельности в сфере приватизации открывает перспективы повышения производительности предприятий, которые освободятся от опеки государства. Приватизация, по мнению МВФ, — традиционный инструмент улучшений платежного баланса за счет притока прямых иностранных инвестиций.

Признавая это, правительство Беларуси приняло на себя ряд обязательств, засвидетельствованных в письме на имя директора-распорядителя МВФ г-на Стросс-Кана. В частности, проект закона «О приватизации» правительство запланировало внести на рассмотрение белорусского парламента до 30.09.2009 г. К этому же сроку главе государства будет представлен проект указа о создании агентства по приватизации, которое будет отвечать за подготовку предприятий к приватизации, содействовать процессу приглашением внешних консультантов. До 30 ноября агентство и консультанты Всемирного банка должны определить пять крупных госпредприятий для приватизации и выбрать финансового советника, а до 28 февраля 2010 г. контрольные пакеты акций этих предприятий должны быть предложены к продаже на открытых и прозрачных международных конкурсах. Впрочем, система ведомственной подчиненности и особенности законодательства позволяют сегодня государству контролировать предприятия и без значительной доли в уставном фонде. Видимо, МВФ это известно. А потому правительству РБ пришлось пообещать освободить все компании, в которых государство не является основным собственником, от соблюдения всех количественных целевых показателей, включая объемы производства и занятость. Права государства в таких компаниях не будут шире прав всех миноритарных акционеров.

До конца августа 2009 г. правительство обязалось пригласить опытного консультанта для подготовки принадлежащих государству банков к частичной или полной приватизации. Продать контрольные пакеты Белпромстройбанка и Белинвестбанка, а также миноритарные пакеты Беларусбанка и Белагропромбанка правительство готово «как только рыночные условия позволят это сделать».

Среди неотложных проектов заявлены: создание финансового агентства развития, которому будут переданы кредиты, выданные под гарантии правительства и местных исполнительных органов, а также открытие агентства, содействующего лизингу оборудования белорусских экспортеров.

До конца декабря 2009 г. официальные органы должны подготовить поправки в устав Нацбанка и Банковский кодекс, направленные на обеспечение независимости главного банка страны в его финансовой и текущей деятельности.

Кроме того, правительство обязалось принять дополнительные меры по сокращению субсидирования жилищно-коммунальных услуг для населения из средств бюджета. Дальнейшее повышение тарифов на услуги ЖКХ будет увязано с повышением зарплаты до конца 2009 г., тарифы на транспортные услуги — повышены с учетом инфляции.

Оксана КУЗНЕЦОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях