$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ОБЪЕКТИВНЫЕ ДОЛГИ©

28.05.2013

субъективной ликвидации

Новые требования к лицам, возглавляющим процесс ликвидации юридического лица, в случае наличия у него задолженности, по официальной версии, призваны защитить интересы кредиторов. Однако с точки зрения бухучета эти нормы выглядят несколько странно, а на практике вообще могут привести к последствиям, противоположным желаемым.

Согласно ч. 5 п. 6 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента от 16.01.2009 № 1 (в редакции Декрета от 24.01.2013 № 2, далее — Положение), при наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначается лицо, соответствующее установленным законодательством требованиям и не являющееся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем этого юридического лица.

Однако, как правило, у ликвидируемой организации на момент принятия решения о ликвидации имеется кредиторская задолженность, даже если перед этим хозяйственная деятельность определенное время не велась, в частности, по зарплате, налогам, услугам связи, аренде и т.п. Не случайно одной из главных задач ликвидационной комиссии (ликвидатора) является установление размера требований кредиторов 1-й и 2-й очередей на основании данных бухгалтерского учета и отчетности ликвидируемого субъекта хозяйствования, а также иных документов, подтверждающих наличие такой задолженности. По результатам вносятся необходимые записи в реестр требований кредиторов с соответствующим уведомлением кредиторов 1-й и 2-й очередей. А ведь имеются еще и 3–5 очереди. Поэтому назначать председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) кого-то, соответствующего требованиям постановления Совмина от 24.04.2013 № 314 «О некоторых вопросах назначения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора)», и по сути передавать ему управление делами ликвидируемых компаний придется очень часто.

НЕ МЕНЕЕ интересна норма ч. 6 п. 6 Положения, согласно которой в случае обнаружения у юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, задолженности перед кредиторами, имевшейся, но по объективным причинам не выявленной на дату принятия решения о ликвидации, владельцы компании в месячный срок со дня обнаружения указанной задолженности должны принять меры по замене председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), если таковым назначен собственник имущества (учредитель, участник), руководитель ликвидируемого юрлица. При этом в Положении не уточняется, что следует считать «объективными причинами» невыявления задолженности. Последняя, с точки зрения бухучета, представляет собой обязательства, т.е. задолженность организации, которая возникает в результате хозяйственных операций, совершенных до отчетной даты, и погашение которой приведет к уменьшению активов или увеличению капитала (ст. 2 Закона от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности», далее — Закон № 3321-XII). Поскольку ст. 8 Закона № 3321-XII требует своевременно регистрировать на счетах бухгалтерского учета все хозяйственные операции (в т.ч., разумеется, приводящие к возникновению обязательств), а хозяйственные операции фиксируются в бухучете на дату их совершения и отражаются в бухгалтерской отчетности в тех периодах, к которым они относятся, независимо от времени проведения денежных или неденежных расчетов, связанных с этими операциями, то выявляться обязательства должны по мере их возникновения. Для того и существуют бухучет и отчетность, одной из основных задач которых в соответствии с Законом № 3321-XII является обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении активов и обязательств. Чтобы эта задача «сходилась с ответом», в частности, ст. 12 Закона № 3321-XII и п. 6 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180 (далее — Инструкция № 180), предусмотрено, что при ликвидации организации перед составлением разделительного (ликвидационного) баланса, если иное не установлено законодательством, обязательно проводится инвентаризация. По ее результатам определяется достоверность учетной стоимости активов, объем возможной к требованию дебиторской задолженности, размер кредиторской задолженности.

НЕИСПОЛНЕНИЕ этих обязанностей чаще всего является следствием ненадлежащего исполнения своих обязанностей работниками бухгалтерии и других служб. Но это — субъективные причины. Даже если в организации не ведется бухучет в связи с применением упрощенной системы налогообложения, то кредиторская задолженность должна быть отражена в соответствующих разделах книги учета доходов и расходов. Кстати, «упрощенцы» также обязаны проводить инвентаризацию при ликвидации, что вытекает из норм п. 10 Инструкции № 180.

Объективной причиной, пожалуй, может стать возникновение обязательств в связи с появлением в период ликвидации организации нормативных правовых актов, вступивших в силу задним числом. Как известно, согласно ст. 65 Закона от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, вступают в силу после их официального опубликования, если иное не предусмотрено законодательными актами РБ. А потому появление закона, указа, декрета или постановления, вступающих в силу с момента опубликования, но распространяющих свое действие на отношения, возникшие, скажем, за полгода до этого, у нас никого не удивляет.

Согласно п. 6 Положения срок ликвидации (прекращения деятельности), устанавливаемый собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом, не может превышать 9 месяцев со дня принятия решения о ликвидации и может быть продлен по решению указанных лиц, но не более чем до 12 месяцев. Стало быть, чтобы не менять «на переправе» председателя ликвидационной комиссии, нужно регулярно проводить инвентаризации обязательств в порядке, установленном главой 6 Инструкции № 180.

ОТДЕЛЬНЫЙ вопрос — как проконтролировать выполнение требований частей 5 и 6 п. 6 Положения? Если собственники и руководство ликвидируемой компании это не сделают сами, то обнаружить задолженность, особенно имевшуюся, но по объективным причинам не выявленную на дату принятия решения о ликвидации, может только весьма заинтересованное в этом лицо. В числе документов, представляемых в соответствии с п. 7 Положения в регистрирующий орган, при ликвидации юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этого юрлица, уполномоченного на то уставом, какая-либо справка о наличии задолженности не значится. Данные о задолженности по налоговым, таможенным платежам и отчислениям в Фонд социальной защиты населения представляются соответствующими органами в регистрирующий орган в 30-дневный срок со дня получения ими уведомления (п. 9 Положения). Проверка налоговых органов при ликвидации юрлица начнется далеко не сразу. Так что у собственников и руководства предприятия есть возможность разобраться с долгами и отразить их в учете (если понадобится — задним числом), если только некто заинтересованный не вмешается и не потребует замены председателя ликвидационной комиссии. Такой вариант не исключен, особенно если этот некто зачем-то жаждет искусственно создать ликвидируемому предприятию задолженность и воспрепятствовать ее своевременному выявлению. При определенных обстоятельствах это позволит отстранить собственника или руководителя от управления процессом ликвидации и поставить во главе его своего человека (соответствующего требованиям постановления № 314), который обеспечит вывод активов предприятия в заданном направлении. При желании и противозаконных (в т.ч. основанных на коррупции) методах такая ситуация выглядит вполне возможной. Но тогда непонятно, зачем вносить в законодательство норму, которая, защищая кредиторов (и то, вероятно, не всех), способна ущемлять интересы других собственников...

Леонид ФРИДКИН