Об инфекционной природе правового нигилизма
Белорусским субъектам хозяйствования его «привили»
Сложность и зарегулированность бизнес-среды, а также административный произвол не способствуют формированию у белорусских предпринимателей уважительного отношения к институтам государства, законопослушности, стремлению «играть по правилам».
Напротив, это воспитывает у них своего рода экономическое диссидентство, правовой нигилизм, стремление обходить запреты и ограничения, способствуют восприятию государства как чужеродной и враждебной силы. К такому выводу пришли эксперты исследовательского центра ИПМ (Беларусь) совместно со специалистами центра социально-экономических исследований CASE (Варшава) в результате проведенного опроса 250 субъектов малого и среднего бизнеса.
Следовать всем требованиям регуляторной среды пытается всего лишь каждое пятое предприятие. Остальные выбирают различные формы противодействия — активные и пассивные, действующие в рамках правового поля и неформальные. Это связано с тем, что многочисленные регламентации, приказы и запреты в отношении субъектов хозяйствования зачастую ведут к финансовым издержкам и даже банкротству.
В итоге может произойти «институциональная ловушка», когда эффективность усилий государства по улучшению бизнес-климата (если они будут предприняты) окажется значительно ниже из-за того, что предприниматели не захотят быстро менять свое поведение и ментальные установки, выработанные в искаженной правовой среде.
Среди основных, зачастую взаимосвязанных проблем регуляторной среды предприниматели называют следующие.
Налогообложение. Исследование показало, что налоговая система страны является основным препятствием для развития предпринимательства в стране. Причем дело не только в высоких налогах, но и в сложном, нестабильном и противоречивом налоговом законодательстве, отсутствии информации, высоких затратах времени и сил на расчет налогов.
Большое количество проверок и высокие, неадекватные нарушениям, штрафы. При этом предприниматели отмечают неравное отношение к предприятиям частного сектора со стороны проверяющих органов, свое бесправие при широких полномочиях проверяющих (вплоть до приостановки деятельности фирмы). Нестабильность и противоречивость законодательства при множестве проверяющих делает предпринимателей заложниками существующей системы.
Ценовое регулирование, начиная от регулирования расчета и изменения цен и заканчивая отсутствием информации по отдельным аспектам этого законодательства. При этом все используемые правительством методы регулирования цен приводят только к отвлечению трудовых и материальных ресурсов малого и среднего бизнеса (МСБ), не сказываясь на желаемом для них уровне цен на выпускаемую продукцию и услуги.
Большой документооборот и сложное администрирование. Данная проблема имеет место во всех сферах регуляторной среды — от налогов до регулирования зарплаты.
Система получения разрешений и лицензий по-прежнему далека от стандартов рыночной экономики, она остается громоздкой, трудоемкой и дорогостоящей в получении.
Лишь от 3 до 10% опрошенных оценили данные барьеры в сфере предпринимательской деятельности как незначительные. Остальные же оценивают регуляторную среду как «проблемную».
Исследование также показало, что во всех сферах экономики, определяющих бизнес-среду для частных малых и средних предприятий, предпринимателям мешают схожие группы факторов.
Во-первых, несовершенство законодательства — его сложность, противоречивость и нестабильность, что затрудняет, а подчас и делает невозможным выполнение его требований. Во-вторых, крайне детализированное и жесткое регулирование всех сфер функционирования предприятия, не дающее возможность выбирать эффективные стратегии и тактику поведения. В-третьих, разного рода высокие издержки как материальные (уплата налогов, штрафов, сборов, поборов, взяток, оплата труда работников, обслуживающих контрольно-отчетно-разрешительные требования и т. п.), так и нематериальные, т. е. время и усилия, потраченные на выполнение требований законодательства и административных органов. В-четвертых, недостаточный доступ к информации и низкий уровень компетенции работников, занятых в контрольно-отчетных органах госуправления, что не дает возможность уследить за всем многообразием и изменчивостью правил и требований или вовремя получить верную и актуальную информацию.
Кроме того, предприниматели часто указывали на неравенство условий хозяйствования по сравнению с государственным сектором и на многочисленные случаи административного вмешательства и беззащитность перед лицом органов госуправления.
При этом восприятие бремени регуляторной нагрузки влияет на экономическое положение малого и среднего бизнеса и их планы на будущее. В ходе исследования была выявлена обратно пропорциональная связь: чем ниже оценки препятствий регуляторной среды, тем лучше экономические показатели предприятий и более оптимистичный прогноз в отношении их экономического положения на 2007 г.
Следует отметить, что принятые в последнее время правительством нормативные акты, призванные облегчить финансовые затраты МСБ на регистрацию и получение отдельных видов разрешений, к сожалению, недостаточны и непоследовательны. Проект закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства» был отправлен на доработку, хотя уже в этой редакции большинство предложений бизнес-союзов было исключено. В настоящее время правительство планирует создавать и развивать только малые и средние предприятия, работающие в малых городах и населенных пунктах, имеющих градообразующий статус. Да и то пока на бумаге.
Елена РАКОВА, исследовательский центр Института приватизации и менеджмента