Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Финансы
28.05.2002 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

О ваших валютных операциях Госконтроль узнает по е-mаil

Постановлением правления Нацбанка от 18 апреля 2002г. N 75 утверждена Инструкция по предоставлению банками информации о некоторых валютных операциях...
Постановлением правления Нацбанка от 18 апреля 2002г. N 75 утверждена Инструкция по предоставлению банками информации о некоторых валютных операциях (далее -- Инструкция). С принятием Инструкции утратил силу Порядок предоставления банками информации о некоторых валютных операциях, утв. постановлением правления Нацбанка от 2.06.99г. N9.2г с изменениями и дополнениями (далее -- Порядок).

Несмотря на то что Порядок сам по себе не устанавливал никаких запретов, ограничений и ответственности по осуществлению резидентами Беларуси валютных операций, эти субъекты внешнеэкономической деятельности всегда должны были принимать его во внимание в силу следующих причин. Во-первых, потому что указанные в Порядке операции подвергались дополнительному контролю со стороны государства путем направления отчетности по ним банками в Нацбанк. Во-вторых, в приложении 1 к Порядку, так же как и приложении 1 к Инструкции, был определен перечень оффшорных зон.

Принятая Инструкция в более совершенном виде конкретизировала и детализировала порядок предоставления банками информации о некоторых валютных операциях, четко определила перечень валютных операций, информация о которых должна предоставляться. Следует отметить, что теперь информация по операциям, указанным в Инструкции, должна будет предоставляться не только по договорам в связи с внешнеторговой деятельностью (т.е. при поставке товаров, работ, услуг), но и по заключенным с нерезидентами договорам финансовой аренды (лизинга), кредитным договорам (договорам займа). Новшеством является введение обязанности Нацбанка передавать получаемую от банков отчетность по электронной почте в Комитет государственного контроля. Соответственно, эта информация может послужить поводом для тематической проверки Комитетом валютных операций клиентов, указанных в отчетности. Кроме того, изменились сроки и порядок предоставления информации. Если ранее банком информация направлялась Нацбанку в течение десяти рабочих дней с момента проведения соответствующего платежа, то согласно п.14 Инструкции отчетность в виде файлов по предусмотренной форме передается систематизированно за период с 1 по 10, с 11 по 20 и с 21 по 30 (31) числа отчетного месяца не позднее 12.00 третьего банковского дня после отчетного периода.

Перечень валютных операций, по которым должна предоставляться информация, установленный п.3 Инструкции, по сравнению с Порядком практически не претерпел изменений за некоторыми исключениями. Так, если согласно Порядку предоставлялась информация о всех внешнеторговых договорах, по которым не была предусмотрена ответственность контрагента-нерезидента за несоблюдение сроков платежей (поставок товаров, работ, услуг) и не предусмотрено обеспечение ими исполнения своих обязательств, то по п.3.1 Инструкции при отсутствии в договоре условий об ответственности нерезидента информация предоставляется только в случае предоплаты. Т.е. если во внешнеторговом договоре предусмотрена обязанность покупателя оплатить цену полностью или частично до передачи продавцом товара (выполнения работ, оказания услуг) и при этом не предусмотрена ответственность контрагента-нерезидента за несоблюдение сроков поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Следует отметить, что иные случаи, когда не установлена ответственность контрагента-нерезидента за неисполнение обязательств по внешнеторговому договору, не попадают под особый контроль в рамках Инструкции, однако согласно Указу Президента N 7 от 4.01.2000г. "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций" с изменениями и дополнениями условие об ответственности сторон является существенным условием внешнеторгового договора, которое в обязательном порядке в том или ином виде должно быть описано в таком договоре. Согласно Инструкции теперь в Нацбанк не должна предоставляться информация по операциям, когда валюта цены по контракту не совпадает с валютой платежа, и пересчет суммы в другую валюту произведен не на основании кросс-курса Нацбанка на дату осуществления платежа (п.1.2.8 Порядка).

Следует обратить внимание, что в пункте 3.6 Инструкции по сравнению с Порядком более четко прописано, в каких случаях исполнения обязательств третьим лицам должна быть предоставлена информация. Согласно ему отчетность предоставляется, если во внешнеторговом договоре указано, что оплата товара (выполненных работ, оказанных услуг) производится третьему лицу либо в процессе исполнения внешнеторгового договора возникает обязанность клиента произвести платеж в пользу третьего лица. На наш взгляд, данная формулировка предусматривает предоставление банками информации при использовании клиентом одного из трех гражданско-правовых механизмов, когда исполнение получает иной нерезидент, чем первоначальный контрагент по внешнеэкономической сделке, а именно: договор в пользу третьего лица, исполнение обязательств перед кредитором третьему лицу либо исполнение обязательств в пользу иного нерезидента на основании заключенного между нерезидентами договора уступки требования. Обращает на себя внимание, что, несмотря на подверженность особому контролю, путем закрепления в Инструкции вышеуказанной формулировки Нацбанк еще раз подтвердил возможность использования резидентами во внешнеэкономической деятельности гражданско-правового механизма исполнения обязательств третьему лицу -- нерезиденту. Напомним, что такая позиция полностью согласуется с п.2.2 Указа N 7, согласно которому главным критерием возможности расчетов резидента по импорту с нерезидентом является то, что по общему правилу все платежи по импорту должны осуществляться со счета резидента-импортера. При этом они могут осуществляться как в пользу нерезидента-кредитора, так и в пользу иного нерезидента по указанию нерезидента-кредитора либо по соглашению между сторонами внешнеторгового договора.

По-прежнему должна сообщаться в Нацбанк информация в случае, если во внешнеторговом договоре предусмотрено проведение платежей по импорту товаров (выполнению работ, оказанию услуг), возврату займов и процентов по ним, а также платежей по лизингу в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах (территориях), предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации о текущих операциях и операциях, связанных с движением капитала (т.е. в оффшорные зоны). Эти зоны определены перечнем, являющимся приложением 1 к Инструкции (далее -- Перечень оффшорных зон).

Перечень оффшорных зон по сравнению с Порядком не претерпел существенных изменений. Правда, следует отметить, что по аналогии с российским законодательством в него внесено еще одно государство -- Черногория. Кроме этой республики, Перечень пополнился кантоном Во Швейцарской конфедерации. Необходимо напомнить, что определенный Инструкцией, так же как и ранее Порядком, Перечень оффшорных зон имеет важное значение не только потому, что все платежи туда подлежат особому контролю, и о них предоставляется отчетность, но и в силу того, что он применяется и в иных случаях, когда в законодательстве Беларуси речь идет об оффшорных зонах. В частности, данный Перечень применяется при определении необходимости уплаты оффшорного сбора в соответствии с Указом Президента от 2000-01-14г. N 17 "О введении оффшорного сбора" с изменениями и дополнениями. Кроме того, Перечень следует учитывать в связи с запретом на осуществление авансовых платежей в оффшоры (согласно утвержденному Нацбанком Порядку осуществления авансовых платежей от 14.01.97г. N 833 с изменениями и дополнениями), а также в связи с необходимостью получения дополнительных разрешений при открытии банками Республики Беларусь корреспондентских счетов банкам либо в банках, зарегистрированных в оффшорных зонах (п.п.2.2 и 2.3 Порядка установления уполномоченными банками Республики Беларусь корреспондентских отношений с открытием счетов с банками государств и территорий, являющихся оффшорными зонами, утв. постановлением правления Нацбанка 26.08.99г. N 15.3 с изменениями и дополнениями).
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений