$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

О РАСЧЕТЕ И ПЕРЕЧИСЛЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ©

20.12.2013

Гомельское областное управление Фонда социальной защиты населения подвело итоги проверок соблюдения законодательства об уплате страховых взносов организациями частной формы собственности и индивидуальными предпринимателями Гомеля и области. В ходе рейдов были выявлены многочисленные ошибки, изучение которых позволит плательщикам избежать аналогичных «проколов».

Основанием для проведения рейдов стала информация о фактах нарушения плательщиками законодательства о государственном социальном страховании, а также сведения о реорганизации и ликвидации юридических лиц, пояснила начальник контрольно-ревизионного отдела Галина Морозько. Контрольно-аналитическая работа выявила следующие типичные ошибки плательщиков:

– обязательные страховые взносы уплачивались позже установленного дня выплаты заработной платы;

– сумма обязательных страховых взносов, исчисленная с выплат, начисленных в пользу работников и подлежащая уплате за истекший месяц, фактически была меньше суммы взносов, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы;

– при получении средств на оплату труда плательщики одновременно не представляли в банк платежные поручения на перечисление обязательных страховых взносов, вместо них предъявляли фиктивные справки об исполнении обязательств перед Фондом;

– обязательные страховые взносы начислялись на суммы материальной помощи, выдаваемой по заявлению работника в связи с тяжелым материальным положением;

– неправильные расчеты пособий по временной нетрудоспособности приводили к переплате или недоплате суммы пособия (например, не включалась сумма доплаты до минимальной заработной платы в заработок за месяц, на который она приходилась согласно лицевому счету; пособие по временной нетрудоспособности безосновательно назначалось в размере 100% вместо 80% среднедневного заработка);

– неправильно заполнялись формы ПУ-3, в частности, без разбивки по месяцам отпускных, а также пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам;

– несвоевременно представлялись формы ПУ-2 и ПУ-3.

Не обошлось без нарушений и в расчетах профессионального пенсионного страхования. На одном из частных предприятий было установлено занижение сумм выплат, на которые начисляются взносы на профессиональное пенсионное страхование: в данную сумму не были включены материальная помощь и премия к профессиональному празднику. Выявлены также излишне начисленные взносы на заработную плату работника за период, когда он не подлежал профессиональному пенсионному страхованию. В данном случае не были учтены п.п. 1, 2 ст. 7 Закона от 5.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании», согласно которым взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются за работников, занятых на рабочих местах, включенных в перечень рабочих мест с особыми условиями труда; объектом для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные работнику в связи с его занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, кроме выплат, предусмотренных утверждаемым Совмином перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд. При этом на сумму выплат, превышающую 3-кратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются, указанные взносы не начисляются.

«Отрицательных примеров немало, — подытожила Г.Морозько. — Для того чтобы избежать негативных последствий, «наказания рублем» и, главное, не лишить стажа работников и самих плательщиков при назначении пенсии, а также права на получение пособий, необходимо неукоснительно соблюдать требования законодательства».

Сегодня создан надежный механизм взаимодействия Фонда с юридическими лицами. Помимо тематических проверок специалисты проводят семинары, разъяснительные беседы с плательщиками по актуальным вопросам деятельности Фонда, в т.ч. работая «на выезде». Так, представители контролирующего органа не только изучают проблемы, возникающие у плательщиков, но и сверяют букву закона с практикой.

Ольга СУХОНОС, ведущий инспектор отдела организационной работы и делопроизводства Гомельского областного управления ФСЗН