Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Резонанс
23.07.2004 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

О прогнозах и полномочиях

Готовятся изменения в президентский Декрет от 20.03.1998г. N 3, регулирущий вопросы приватизации госсобственности.
Готовятся изменения в президентский Декрет от 20.03.1998г. N 3, регулирущий вопросы приватизации госсобственности.

Правительство, обеспокоенное выполнением самого провального бюджетного показателя - получения денег от приватизационных источников, - прорабатывает разные варианты решения этой проблемы. По-прежнему принципиальным остается вопрос распоряжения государственной собственностью - недвижимостью и акциями.

Взять, к примеру, тему, которая для юридических лиц, вовлеченных в приватизационный процесс, до сих пор осталась открытой: когда же, наконец, будет снят мораторий на отчуждение акций, полученных в период безвозмездной приватизации? Многие понимают, что на полное снятие моратория правительство вряд ли решится, но в то же время еще в начале года обсуждались различные варианты этой процедуры в отношении тех предприятий, которые работают на рынке ценных бумаг в качестве открытых акционерных обществ в течение трех лет и акции которых прошли процедуру листинга на Белорусской валютно-фондовой бирже.

Теперь появились новые подходы, которые правительство намерено провести через  Декрет главы государства. По информации, полученной нашим корреспондентом, речь идет о принципиальных коррективах в президентский Декрет от 20.03.1998г. N 3, который ныне регулирует ключевые вопросы приватизации госсобственности.

В проекте нового документа ставится, к примеру, вопрос о об отмене моратория в отношении акций, полученных в процессе льготной приватизации, но при этом предполагается, что данные акции будут неголосующими.

Ожидается, что новая редакция известного Декрета определит наконец будущее специализированных инвестиционных фондов (СИФов), осуществляющих операции с именными приватизационными чеками "Имущество". Судьба их незавидна: из 54 созданных на заре безвозмездной приватизации на 1.05.2004г. осталось всего 5 - "Сатурн-Инвест", "Славянский Союз", "Инвестиции в экономику", "Белмежкоминвест" и печально известный "ПРИФ" (Первый республиканский инвестиционный фонд). Все они сейчас, как сообщили в Фонде государственного имущества Минэкономики, находятся в стадии реорганизации и ликвидации (ПРИФ, уточним, - принудительной ликвидации). Предполагается, что отдельным пунктом нового декрета будет уточнен юридический статус СИФов - этих профессиональных посредников рынка ценных бумаг в республике.

Понятно: чтобы пополнять казну деньгами от приватизационных источников, надо больше продавать государственного имущества. Но для того чтобы продавать, нужно иметь соответствующие полномочия. Сейчас Совет Министров, как известно, имеет право принимать такие решения только по тем сделкам, сумма которых не превышает 10 тыс. базовых величин (19 тыс.BYR). О солидных операциях с такими полномочиями говорить не приходится. Правительство, понимая, что действующая норма является  тормозом при отчуждении имущества, пыталось изменить ее, получив возможность самостоятельно распоряжаться имуществом на сумму до 150 базовых величин. Именно такое положение зафиксировано в комплексном плане действий правительства и Национального банка по выполнению параметров прогноза на 2004 год. Соответствующий проект указа главы государства пока не одобрен Администрацией Президента.

В последние годы контроль за приватизационными сделками в республике стал еще жестче. Согласно принятым год назад поправкам  в регламент Совета Министров все проекты постановлений по вопросам приватизации государственного имущества должны быть согласованы с Высшим хозяйственным судом, Комитетом госконтроля, Прокуратурой, Министерством внутренних дел и Комитетом госбезопасности. Это значительно увеличивает срок подготовки приватизационных сделок. Неудивительно, что запланированная бюджетом на этот год приватизационная цифра в 100 млрд.BYR выполнена пока на 1% (повторяется ситуация прошлого года), причем большая часть этих средств поступила в ходе льготной подписки на акции. Итоги усилий, предпринимаемых местными властями по продаже госпакетов ОАО, тоже пока не радуют. Как и в прошлом году, и крупные, и мелкие госпакеты акций предприятий республики по-прежнему крутятся в приватизационной карусели, да не очень-то продаются. Самый свежий пример - итоги последних торгов на Гомельщине: из 22 заявленных к продаже госпакетов ценных бумаг предприятий региона продан только один.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by