Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Контроль
18.02.2003 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

О применении экономических санкций при представлении в инспекции МНС уточненных расчетов по платежам в бюджет

В соответствии с п.1 постановления МНС от 2002-05-18г. N 54 "О применении экономических санкций при представлении в налоговые органы уточненных расчетов по налогам, сборам и иным платежам в бюджет" (см."НЭГ" N 42 за 2002г., Информбанк, с.14) (далее -...

В соответствии с п.1 постановления МНС от 2002-05-18г. N 54 "О применении экономических санкций при представлении в налоговые органы уточненных расчетов по налогам, сборам и иным платежам в бюджет" (см."НЭГ" N 42 за 2002г., Информбанк, с.14) (далее -- постановление N 54) налогоплательщик при выявлении ошибок в ведении бухгалтерского учета, составлении баланса (отчета), повлекших доначисления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет (далее -- налоги), самостоятельно, до начала проведения проверки обязан представить уточненные расчеты и перечислить в бюджет причитающиеся суммы налогов, санкций и пени.

Сумма применяемой экономической санкции в размере 10% исчисляется с суммы доначисленного налога, уменьшенной на сумму переплаты по данному налогу, имеющейся у плательщика по сроку, по которому проводится доначисление.

Пеня начисляется за каждый день просрочки платежа по день уплаты включительно начиная со срока, по которому доначислен налог, с учетом всех имеющихся в данном периоде переплат по данному налогу, а также переплат по другим налогам, имеющихся у налогоплательщика начиная с даты представления уточненного расчета.

Напомним, что согласно п.7 Положения о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей, утвержденного постановлением Совмина от 20.01.99г. N 87, с учетом изменений и дополнений, при поступлении сумм в уплату задолженности в первую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные фонды, целевые бюджетные и внебюджетные фонды местных Советов, а затем пеня и экономические санкции.

Суммы налога, санкций и пени, причитающиеся к доплате по результатам представления уточненных расчетов, определяются с учетом переплат по данному налогу, начиная со срока, по которому проведены доначисления, а также с учетом переплат по всем другим обязательным платежам, контролируемым налоговыми органами, по которым ведутся лицевые счета, начиная с даты представления уточненного расчета.

При этом зачет переплат, имеющихся у налогоплательщика на момент представления уточненного расчета по другим налогам, в счет уплаты доначисленных по результатам уточненного расчета сумм производится в общеустановленном порядке с обязательным уведомлением налогоплательщика.

Не следует забывать, что переплаты по налогам учитываются только в том случае, если не истек годичный (по подоходному налогу -- трехгодичный) срок с момента их образования.

Например, налогоплательщик 2002-05-13г. представил уточненный расчет по чрезвычайному налогу и обязательным отчислениям в фонд занятости (далее -- единый платеж) за декабрь 2001г., по результатам которого следует доначислить единый платеж в сумме 100 тыс. руб. по сроку уплаты 2002-01-22г. На эту дату у него имелась переплата по единому платежу в сумме 50 тыс. руб., образовавшаяся 2001-12-24г.. Кроме того, по состоянию на 2002-05-13г. имелась переплата по единому платежу в сумме 3 тыс. руб. (образовалась по состоянию на 22 марта 2002г.) и по налогу на прибыль в сумме 20 тыс. руб. (образовалась 22 февраля 2002г.).

В данном случае к налогоплательщику применяется экономическая санкция в размере 10% от 50 тыс. руб. (100--50), т.е. 5 тыс. руб. Одновременно на 50 тыс. руб. начисляется пеня начиная с 2002-01-23г. по день уплаты в бюджет, с учетом переплат по срокам 2002-02-22г., 2002-03-22г.и 2002-05-13г.

Налогоплательщику по результатам представления уточненного расчета подлежит доплатить в бюджет:

1) платеж в сумме 27 тыс. руб. (100-50-20-3);

2) санкцию в размере 5 тыс. руб.;

3) пеню за каждый день просрочки платежа, начиная с 23.01 по 2002-03-22г. с 50 тыс. руб., с 23.03 по 2002-05-13г. -- с 47 тыс. руб. и с 2002-05-14г. по день уплаты включительно -- с 27 тыс. руб.

Таким образом, при исчислении пени учитываются только те суммы переплат по другим налогам, которые имелись у налогоплательщика на день представления уточненного расчета, либо образовались позже.

Обратим внимание на то, что о проведении зачета имеющейся переплаты по налогу на прибыль в счет уплаты доначисленного единого платежа в обязательном порядке сообщается налогоплательщику.

Рассмотрим практику применения постановления N 54 на следующих примерах.

Пример 1. Как исчислить экономическую санкцию в случае, когда по сроку уплаты налога, доначисленного по результатам уточненных расчетов, в обслуживающем плательщика банке в картотеке неплатежей находились платежные поручения на перечисление в бюджет сумм, достаточных для уплаты доначисленного налога?

Согласно подп.1.1.3 п.1 постановления N 54 при выявлении ошибок в ведении бухгалтерского учета, составлении баланса (отчета), повлекших доначисления налогов, плательщик уплачивает в виде экономической санкции за непредставление или несвоевременное представление платежных документов в учреждения банков на взнос платежей в бюджет 10% причитающейся суммы налога. Таким образом, если по сроку уплаты доначисленного по уточненному расчету налога в картотеке находились платежные поручения на уплату налога в размере, достаточном для уплаты всей причитающейся по уточненному расчету суммы, экономическая санкция не применяется. Если суммы платежа, находившегося в картотеке, недостаточно, санкция в размере 10% рассчитывается с суммы доначисленного налога, уменьшенной на сумму находившихся по сроку его уплаты в картотеке платежных поручений на перечисление в бюджет данного вида налога.

Пример 2. Как рассчитывается экономическая санкция в случае представления налогоплательщиком одновременно нескольких уточненных расчетов по одному налогу с доначислением и уменьшением суммы к уплате по отдельным налоговым периодам? Рассматривается ли в этом случае сумма к уменьшению налога по одному периоду как переплата по данному налогу для последующих периодов?

Сумма применяемой санкции в размере 10% исчисляется с суммы доначисленного налога, уменьшенной на сумму переплаты по данному налогу, имеющейся у плательщика по сроку уплаты.

Таким образом, при представлении уточненного расчета к уменьшению по налогу экономическая санкция не исчисляется, но после введения в карточку лицевого счета налогоплательщика суммы к уменьшению платежа (при условии, что на дату представления уточненного расчета по налогу не истек год со дня его уплаты) по следующим срокам уплаты может образоваться переплата по налогу, которая должна учитываться при исчислении санкций в случае представления расчета по указанному налогу к доначислению по более позднему сроку уплаты.

Пример 3. Следует ли при исчислении экономической санкции при представлении налогоплательщиком уточненных расчетов принимать во внимание переплату, возникшую в связи с внесением авансовых платежей?

Переплата в бюджет -- это суммы платежей, излишне внесенные налогоплательщиком в результате неправильного их исчисления и перечисления в большем размере, чем следовало, либо излишне взысканные органом взыскания. Авансовые (периодические) платежи, уплачиваемые в соответствии с налоговым законодательством, переплатой не являются. При расчете санкции в размере 10% уменьшение суммы доначисленного налога на сумму периодических (авансовых) платежей, уплаченных в бюджет на срок уплаты доначисленного налога, не производится.

Пример 4. Постановление N 54 опубликовано в газете "Рэспублiка" 6.06.2002г. Следует ли руководствоваться данным постановлением при представлении налогоплательщиком уточненных расчетов за период до его вступления в силу?

Указанное постановление не вводит дополнительную ответственность субъектов хозяйствования, а лишь разъясняет порядок применения экономических санкций при представлении плательщиками в налоговые органы уточненных расчетов по налогам. После вступления постановления в силу инспекциям МНС следует руководствоваться им при применении к налогоплательщикам экономических санкций независимо от того, за какой период, по какому сроку уплаты и когда представлены уточненные расчеты по налогам.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений