$

2.1058 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

О ПРАВИЛЬНОМ СОКРАЩЕНИИ©

14.02.2014

и социальном партнерстве

В прошлом году «ЭГ» начала серию публикаций о проекте Программы развития ООН и Министерства труда и социальной защиты «Содействие социально ответственному реструктурированию предприятий в Республике Беларусь». На каком этапе находится внедрение принципов СОРП в стратегии развития предприятий, регионов и страны, рассказывает руководитель совместного проекта, кандидат экономических наук, доцент БГЭУ Таисия ЕЛЕЦКИХ.
 
— Таисия Владимировна, какой сектор экономики является «тяжеловесом» по количеству избыточно занятых работников, есть ли сведения о числе планируемого к сокращению персонала в 2014 году?

— Мы не проводили межотраслевой анализ, поэтому дать комментарии по данному вопросу не берусь. Но каждое предприятие само может примерно сориентироваться по количеству излишней численности, сравнив себя с конкурентами, причем не только в своей стране, но и за рубежом.

Конечно, надо иметь в виду, что численность основного персонала определяется уровнем технологии. А вот количество вспомогательного и административно-управленческого персонала чаще всего определяется уровнем организации производства, неэффективностью управления с точки зрения чрезмерных административных процедур, отсутствием нацеленной на результат системы мотивации, командного духа, уважения, а зачастую и деловой этики.

Многие госпредприятия вынуждены заниматься бумаготворчеством, чтобы просто «проинформировать» работников органов госуправления о своих делах, а ведь есть статистика и обязательная финансовая отчетность, которой должно быть достаточно для заинтересованных сторон. Многие руководители утро начинают с расписывания писем, которые приходят на предприятие в огромном количестве. За этим далее стоит необходимость содержания излишнего персонала для подготовки ответов на эти письма и т.д.

— Какими реальными экономическими причинами обусловлена необходимость оптимизировать число занятых, особенно служащих госпредприятий?

— Конкурентоспособность продукции — вот основная причина, которая мотивирует предприятия внедрять современные технологии, контролировать уровень затрат, в т.ч. расходы на оплату труда.

Если на предприятии большая избыточная численность, а рынок фактически определяет возможные расходы на оплату труда, то оно вынуждено платить низкую заработную плату. В итоге — высокая текучесть кадров, уход квалифицированных сотрудников со всеми вытекающими последствиями.

— После публикации материала о важности и эффективности применения принципов СОРП при оптимизации численности персонала в организации (см. «ЭГ» № 71 за 27.09.2013 г.) в редакцию обращались наниматели с просьбой ознакомиться подробнее с Методическими рекомендациями, подготовленными как практическое пособие коллективом экспертов проекта. Доступна ли эта информация, пользуются ли наниматели новой методикой?

— Более 400 экземпляров публикаций направлены в областные исполкомы, все министерства, Федерацию профсоюзов, библиотеки. Уверена, что в областных службах занятости такие книги есть.

— Есть ли у нас структура оказания менеджменту предприятий консультаций и услуг по социально ответственной реструктуризации компаний? Если да, то сколько стоит обращение за подобной помощью?

— Такой структуры нет. Все 25 национальных экспертов, в т.ч. и я, были обучены методике проведения социально ответственной реструктуризации. Список таких специалистов есть в Минтруда и соцзащиты.

— Сколько компаний воспользовались или планируют применять методические рекомендации?

— Затрудняюсь ответить. Но думаю, что многие предприятия задумываются о необходимости оптимизации численности. Надо только чтобы министерства и ведомства, отраслевые органы управления задумались о необходимости снять с них излишнюю бумажную нагрузку.

Желательно вообще провести мониторинг бюрократических процедур, стандартов, ведомственных инструкций и положений, на основе которых формируются штатные расписания и проектируется численность персонала. Анализ новых проектов показал, что зачастую проектные институты руководствуются отраслевыми нормами и нормативами 80-х годов, когда не было ни Интернета, ни мобильной связи, ни просто компьютеров. На вопрос, почему численность персонала по новому проекту порой в два раза отличается от аналогичного зарубежного предприятия с таким же уровнем технологии, отвечают, что иначе проект может не пройти государственную экспертизу!

А ведь за численностью стоят огромные капитальные вложения на размещение ненужного персонала. Весь мир работает по аутсорсингу. Так, за рубежом на предприятиях в очень ограниченном количестве присутствуют ремонтные и транспортные цеха. Бухгалтерия, как правило, ведет только производственный учет. Налоги считаются лицензируемыми налоговыми консультантами, которые застрахованы от профессиональных ошибок. Об этом можно говорить до бесконечности.

— Заинтересованы ли местные исполнительные и распорядительные органы управления в популяризации принципов СОРП, и какова при этом может быть их функция?

— Роль органов управления в проведении СОРП трудно переоценить, так как СОРП построено на взаимодействии и партнерстве всех заинтересованных сторон. Именно органы управления озабочены снижением негативных социальных последствий реструктуризации предприятий, заинтересованы в недопущении социального напряжения и роста безработицы.

За рубежом предприятия обязаны не только уведомить о предстоящих массовых высвобождениях местные органы управления, но и получить на это разрешение. Оно выдается только в том случае, если предприятия уже обсудили предстоящие изменения с профсоюзами и есть договоренности с ними по выплате выходных пособий, поддержке в области нового трудоустройства и т.д. Кроме того, государства через фонды занятости или другие источники поддерживают предприятия в трудные минуты. Например, в Японии в случае перевода на неполный рабочий день сотрудников из Фонда занятости покрывается от 20 до 80% потерь в области заработной платы, финансируются расходы на опережающее обучение. Социальные расходы, сделанные в пользу сокращенного работника, не облагаются налогами на прибыль и социальными отчислениями и т.д.

— Итак, партнерами по СОРП являются…

— Местные распорядительные и исполнительные органы управления; органы по труду, занятости и социальной защите; профсоюзы, руководство предприятий, учреждения образования. Желательно, чтобы социальная реструктуризация велась под патронажем специалиста по СОРП.

— Кто несет основную финансовую нагрузку при реструктуризации, ведь многие предприятия не располагают лишними ресурсами, вряд ли они решатся брать кредит на эти нужды, а добровольное страхование от безработицы у нас пока не организовано?

— По опыту зарубежных стран нагрузка, как правило, распределяется между предприятием и государством в равной степени. А если речь идет о государственной форме собственности и реструктуризация проводится до приватизации, то всю нагрузку должно нести государство через компенсацию потерь доходов, выплату выходных пособий, достойное пособие по безработице, содействие в поиске нового рабочего места и т.д. После приватизации значительную часть расходов на себя берет, как правило, инвестор. Это — мировая практика, и инвестор из развитых стран это понимает, и его не надо убеждать в необходимости быть социально ответственным. Но вот заставить содержать излишний персонал трудно и вряд ли возможно. Экономические законы никто не отменял.

— Предложения по минимизации негативных социальных последствий реструктуризации требуют создания соответствующего правового поля. Предполагалось, что в Трудовом кодексе появится специальная статья, посвященная особенностям прекращения трудовых отношений по инициативе нанимателя при проведении СОРП. Какие инициативы проекта уже законодательно закреплены?

— Эти вопросы относятся к компетенции Минтруда и соцзащиты. В новой редакции Трудового кодекса правовые основы СОРП отдельно не оговорены.

— Что необходимо в первую очередь изменить в законодательстве о труде, чтобы социально-ответственная реструктуризация стартовала активнее и прошла как можно успешнее?

— В рамках проекта были подготовлены предложения и для профсоюзов как защитников интересов трудящихся, и для правительства с целью минимизации негативного социального воздействия. Речь идет о необходимости разработки социальных планов на предприятиях, в которых будут обозначены договоренности между профсоюзами и работодателями по активной и пассивной поддержке людей, сокращаемых по инициативе нанимателя; заблаговременному уведомлению заинтересованных сторон; определению источника и механизма софинансирования со стороны государства социальных издержек реструктуризации; внесению изменения в Закон «О занятости населения Республики Беларусь» в части размера (не менее бюджета прожиточного минимума) и методов начисления пособия по безработице (в зависимости от причины увольнения или последнего статуса занятости); стимулированию добровольного страхования от безработицы; упрощению процедуры досрочного выхода на пенсию; стимулированию развития социальной ответственности бизнеса и ряд других мер. В мировой практике используются различные инструменты для поддержки людей в случаях потери рабочего места, надо просто их знать и иметь желание ими воспользоваться.

Беседовала Елена ПЕТРОШЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях