$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

О ГЛУБИНЕ ДОРОЖНЫХ ЯМ

16.04.2010

В 2010 г. планируется провести капитальный ремонт 119 км автодорог республиканского подчинения, что почти в 5 раз меньше объемов 2008 г. (585 км). В департаменте «Белавтодор» Минтранса констатируют: предусмотренные бюджетом средства не позволяют даже приблизиться к показателю двухлетней давности.

Между тем, по данным отраслевого министерства, в капремонте нуждаются 12 тыс. км из 15,5 тыс. км республиканских автодорог (т.е. без учета местных). Причем речь идет о магистралях, у которых межремонтные нормативные сроки превышены как минимум в два раза — 20 лет и более. Чтобы сохранить работоспособность республиканской сети дорог, ежегодно необходимо ремонтировать не менее 600 км, отметил в беседе с корреспондентом «ЭГ» начальник управления содержания дорожной сети «Белавтодора» Александр Головнев.

В середине 2000-х дорожные службы взяли неплохой темп, вплотную приблизившись к требуемому километражу: 2005 г. — 330 км, 2006 г. — 415, 2007 г. — 536 км капитально отремонтированных автотрасс. Бум ремонтных работ был связан с увеличением поступлений в республиканский дорожный фонд вследствие растущей автомобилизации. В фонде аккумулировались налоги с пользователей автомобильных дорог, с продаж топлива, на приобретение автотранспортных средств, сбора за проезд транспортных средств иностранных государств, а также другие платежи.

Однако в течение последних 4 лет некоторые из них отменили в целях ослабления налоговой нагрузки, а другие — перенаправили напрямую в республиканский бюджет. Особо ощутимым в этом плане для дорожников стал Закон от 13.11.2008 № 449-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения».

Таким образом, уже в 2009 г. все дорожные работы финансировались из «общего кармана» республиканского бюджета. Но заложенных там сумм оказалось недостаточно, вследствие этого за весь прошлый год удалось капитально отремонтировать только 56 км республиканских дорог — в 10 раз меньше, чем в 2008 г. «В 2010 г. непосредственно на обслуживание республиканских дорог из бюджета предусмотрено направить 970 млрд. Br, — рассказывает представитель «Белавтодора». — Но из этой суммы надо сразу вычесть 656 млрд. Br, которые в соответствии с инвестиционной программой пойдут на реконструкцию, новое строительство (376 млрд. Br), а также на содержание дорожной сети (280 млрд. Br). Таким образом, на текущий и капитальный ремонт остается меньше трети первоначальной суммы — 314 млрд. Br».

В настоящий момент значительная часть отвлекается на проведение ямочного ремонта. Подразделениями «Белавтодора» в I квартале 2010 г. он выполнен на площади 64,6 тыс. м2 дорог — в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2009 г. Всего на эти цели израсходовано 2,9 млрд. Br. За эти деньги можно было, к слову, уложить новое асфальтобетонное покрытие на 9 км. Причиной столь резкого увеличения числа выбоин называются не только неблагоприятные условия прошедшей зимы, но и накопившиеся «недоремонты».

«Необходимость заниматься ямочным ремонтом — это даже не столько головная боль, сколько унижение для дорожников, — говорит А.Головнев. — Единственная возможность избежать активного ямочного ремонта — соблюдение норматива по капитальному ремонту, который составляет 10–12 лет. Однако при нынешних объемах финансирования этот срок уже достиг 150 лет».

В 2008 г. для расчета фактических потребностей дорожного хозяйства «Белавтодор» по заданию правительства подготовил проект нормативов затрат на содержание и текущий ремонт дорог, взяв за основу принятые годом ранее в России. Однако документ завяз на стадии согласования в Минфине и Минэкономики. Это и понятно: хоть белорусский вариант и оказался дешевле российского (на содержание 1 км дороги предлагалось тратить в 11 раз меньше, на текущий и капитальный ремонт — в 8 и 4,5 раза соответственно), цифры все равно получились слишком внушительными.

В правительстве видят альтернативный выход в привлечении дорожниками иностранных инвестиций. Уже имеется положительный опыт такого сотрудничества со Всемирным банком. На очередном заседании совета директоров ВБ будет рассмотрен вопрос о выделении кредита на реконструкцию автодороги Минск — Гомель на участке Пуховичи — Бобруйск. В «Белавтодоре» также рассчитывают провести модернизацию дорог из Минска в областные центры за счет китайского кредита.

В целом условия выделения заемных средств приемлемы, считают в департаменте, но остается вопрос, как рассчитываться по долгам, учитывая низкую интенсивность движения на большинстве республиканских автодорог (около 5 тыс. авт./сутки).

Введение платы за проезд по трассам из Минска в областные центры со всех пользователей (это по решению правительства может произойти только после их расширения до четырех полос, т.е. не ранее 2015 г.), по самым оптимистическим расчетам, позволит обслуживать кредит только в том случае, если его процентная ставка не превысит 3% годовых. А это очень льготные деньги, и не факт, что нас профинансируют на таких условиях.

Кроме того, в мировой практике принято инвестировать в новое строительство и реконструкцию дорог, но нет примеров использования такого вида финансирования для ремонта. При том что именно ремонт дорог сегодня как никогда нужен республике.

Андрей ЕВМЕНОВ