Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Резонанс
29.09.2015 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

О ЧЕСТНОМ БИЗНЕСЕ НА БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИИ©

В статье «Бизнес-образование: кейс по интересам» (см. «ЭГ» от 18.09.2015 г. № 70) руководитель компании EMAS Андрей Коляда раскритиковал отдельные положения Концепции формирования и развития системы бизнес-образования в Республике Беларусь, утв. постановлением Совмина от 31.08.2015 № 734 (далее — Концепция), и, в частности, критерии, которые должны учитываться при государственной аккредитации бизнес-школ. Публикуем ответ на высказанную критику одного из авторов Концепции, Дмитрия КРУПСКОГО, начальника управления науки и инновационной политики Минэкономики Беларуси.

В статье «Бизнес-образование: кейс по интересам» (см. «ЭГ» от 18.09.2015 г. № 70) руководитель компании EMAS Андрей Коляда раскритиковал отдельные положения Концепции формирования и развития системы бизнес-образования в Республике Беларусь, утв. постановлением Совмина от 31.08.2015 № 734 (далее — Концепция), и, в частности, критерии, которые должны учитываться при государственной аккредитации бизнес-школ. Публикуем ответ на высказанную критику одного из авторов Концепции, Дмитрия КРУПСКОГО, начальника управления науки и инновационной политики Минэкономики Беларуси.

В указанной статье утверждается, что критерии, которые будут учитываться при государственной аккредитации бизнес-школ, несправедливы. Мы считаем, что эта несправедливость кажущаяся. Прежде чем доказать это, необходимо обратить внимание на определенную терминологическую путаницу, которая, вероятно, и привела к непониманию.

До появления Концепции понятие «бизнес-школа» вообще не было законодательно определено в Беларуси. В широком смысле так называют любую компанию, которая оказывает консультативные, образовательные и тренинговые услуги в сфере предпринимательства. Но на практике данное словосочетание используют в своем названии считанное число участников рынка бизнес-образования.

Авторы Концепции предложили закрепить использование термина «бизнес-школа» в названии лишь тех компаний, которые будут реализовывать программу МВА («Мастер бизнес-администрирования»).

Почему выбрана именно эта программа? Такова мировая практика. Именно в организациях, именуемых бизнес-школами, в основном осуществляется обучение по программам МВА. А степень МВА — это высший уровень управленческой компетентности, и, полагаем, никто не станет спорить с тем, что ее качество не должно девальвироваться.

Поэтому мы предложили законодательно определить понятие «программа МВА» в двух видах:

– в качестве программы магистратуры по специальности «Бизнес-администрирование», которую будут реализовывать вузы и учреждения дополнительного образования взрослых;

– в качестве программы переподготовки по специальности «Деловое администрирование». Ее реализацией займутся те коммерческие организации, которые будут соответствовать определенным критериям, что позволит им использовать в своем наименовании слово «бизнес-школа» и выдавать слушателям диплом гособразца.

Однако, предоставляя бизнес-школам такую возможность, государство вправе требовать от них соблюдения нескольких условий, призванных защитить права слушателей программ МВА на получение качественного образования. Эти критерии изложены в Концепции и предусматривают наличие:

– образовательных программ, реализуемых с участием зарубежных партнеров, о которых должны быть представлены сведения, подтверждающие их высокий профессиональный уровень;

– приглашенных иностранных преподавателей;

– преподавателей, имеющих сертификаты, подтверждающие уровень профессиональной компетентности;

– преподавателей с опытом консалтинговой деятельности и преподающих практиков бизнеса в профессорско-преподавательском составе;

– слушателей, прошедших зарубежные стажировки в течение календарного года;

– технических средств обучения для проведения практических занятий;

– регулярной оценки аккредитуемой образовательной программы профессиональными ассоциациями участников рынка бизнес-образования;

– подразделения (сотрудника), осуществляющего содействие в трудоустройстве выпускников;

– членства в профессиональных ассоциациях участников рынка бизнес-образования.

Мы убеждены, что указанные критерии являются сильным стимулом повышения конкурентоспособности белорусских бизнес-школ, реальной их интеграции в международное образовательное пространство.

Разумеется, исполнение перечисленных выше критериев потребует дополнительных затрат на сертификацию, стажировки и т.д. Но ведь качество всегда и везде стоит дорого, главное здесь — не сиюминутная экономия, а защита прав и интересов потребителей услуг.

Не дискриминирует ли остальных участников рынка жесткое закрепление термина «бизнес-школа» за определенным кругом организаций? Конечно, нет. Допускаем, что не все участники рынка бизнес-образования в состоянии сегодня обеспечить выполнение названных условий. Однако следует ли из этого, что они не имеют возможности предоставлять услуги бизнес-образования, и «будут выброшены с рынка»? Вовсе нет! Соблюдать вышеназванные условия обязаны лишь те коммерческие организации, которые хотят реализовывать программы МВА, выдавать дипломы гособразца и использовать в своем наименовании слово «бизнес-школа». Все прочие участники рынка, предоставляющие услуги бизнес-образования в формате краткосрочного обучения (семинары, тренинги, обучающие курсы), продолжат работу в обычном режиме. К тому же дверь в «клуб бизнес-школ» Беларуси не закрыта и для них: критерии получения статуса бизнес-школы прозрачны и при определенных усилиях попадание в него — лишь вопрос времени.

По мнению руководителя EMAS, перечисленные критерии лоббируют интересы лишь некоторых бизнес-школ. Но на самом же деле они являются стандартными, используются при оценке бизнес-школ США и Западной Европы (можно ли представить себе более передовой опыт?) и будут «лоббировать» интересы двух групп заинтересованных лиц. Во-первых, тех организаций, которые, реализуя программы МВА, хотят иметь аккредитацию и нормативно определенный статус бизнес-школы, что вполне по силам компании EMAS. Во-вторых, потребителей, оплачивающих услуги бизнес-школ, которым под видом MBA не продадут какие-нибудь лекции по психологии переговоров от очередного «всемирно известного» бизнес-гуру. Считаю, что «лоббировать» такие интересы потребителей — прямая обязанность государства.

Да, реализация указанных мер структурирует рынок бизнес-образования. Ниши MBA, Executive MBA, Mini-MBA и краткосрочного обучения будут четко разграничены, и внутри каждой из них конкуренция только обострится. Надо ли напоминать о том, что конкурентная борьба ведет к развитию рынка, стимулируя появление новых и качественных образовательных продуктов, интересных для потребителя, а вовсе не к его деградации?

Необходимым критерием аккредитации является и членство в профессиональных ассоциациях. И будь EMAS членом одной из таких ассоциаций — его руководство заранее знало бы о разработке Концепции и могло изложить свои замечания еще на стадии обсуждения ее проекта. Заметим, что он проходил процедуру публичных консультаций на сайте Минэкономики и за все время их проведения не поступило ни одного предложения или замечания. Потом еще в течение года проект дорабатывался и обсуждался в различных ведомствах. Возражений не было ни по вопросу оценки отечественного рынка бизнес-образования, ни по лидирующим на нем компаниям.

Более того, критерий членства в ассоциации для того и прописан в Концепции, чтобы голос каждого игрока на этом рынке оказался услышанным. Дело в том, что формирование согласованной политики в сфере бизнес-образования возложено на Республиканский совет. А представлять интересы участников рынка в нем будут именно профессиональные ассоциации.

В Концепции не случайно сделан акцент на кардинальном повышении роли профессиональных ассоциаций участников рынка бизнес-образования как полноправных саморегулирующихся организаций. Сегодня таких ассоциаций в Беларуси две — Ассоциация бизнес-образования, «исторически» объединившая в своих рядах государственные и частные учреждения образования, и Ассоциация развития менеджмента, в которую входят коммерческие организации, предоставляющие услуги бизнес-образования. Позиция государства, изложенная в Концепции, заключается в оптимальном сочетании государственного и саморегулирования рынка бизнес-образования, что предполагает прямое участие таких ассоциаций в формировании государственной политики в этой сфере.

Очевидно, что реализация данного подхода потребует от участников рынка (по крайней мере, тех, кто стремится влиять на выработку стратегических решений государства) научиться взаимодействовать как между собой, так и с госорганами. А это, как показала работа над Концепцией, совсем не просто.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by