$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Нужны свои идеи

24.11.2009

На I Белорусском инновационном форуме, прошедшем в Минске 17-18 октября с участием отечественных и зарубежных специалистов, обсуждались направления научно-технического развития страны. Но если с основными инновационными приоритетами все ясно, то стимулы их достижения еще предстоит уточнить.

Правительство республики, как сообщил председатель Госкомитета по науке и технологиям РБ Игорь Войтов, принимает активные меры для стимулирования инноваций в экономике, развития науки и человеческого капитала, повышения активности национальной инновационной системы, привлечения иностранных инвестиционных ресурсов. Перспективы развития экономики сформулированы в концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., которой предусмотрено создание более 1500 новых производств и предприятий. Цель Программы — создание конкурентоспособной на мировом рынке, инновационной, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной, социально ориентированной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие республики, а стратегический приоритет — вхождение в число 30 наиболее конкурентоспособных экономик мира. Задача весьма амбициозная, учитывая, что составители мировых рейтингов конкурентоспособности нашу страну практически не замечают.

Решить поставленную задачу призваны создание законодательной базы, формирование инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, создание для него мотивационных механизмов. Для этого нужны изменения таможенной, тарифной, налоговой, ценовой политики, считает И.Войтов. По его мнению, основой стратегии должна стать государственная поддержка, направленная на увеличение наукоемкости ВВП. Приоритетные направления: ресурсосбережение, новые материалы, медицина, фармацея, информационные, био- и нанотехнологии, рациональное природопользование, нефтехимия, оборонный комплекс. Программа будет реализована в условиях минимизации импорта в национальном производстве. Одновременно планируется увеличение удельного веса экспортоориентированных производств в области автомобиле- и станкостроения, микроэлектроники, оптики, а также трехкратное увеличение объема экспорта высокотехнологичной продукции к 2015 г. Хватит ли для такого наступления на всех фронтах государственных ресурсов, выступавшие на форуме не уточнили. Но о дополнительных источниках финансирования говорили много.

Инвестиции в промышленности должны быть направлены только в технологические процессы — считает координатор программной деятельности UNIDO Владимир Кожарнович. Помочь в этом может созданный в рамках реализации проектов ГКНТ, ПРООН и UNIDO Республиканский центр трансфера технологий (РЦТТ), имеющий 4 региональных отделения и два филиала. При его поддержке осуществляется подготовка специалистов, создаются базы данных. РЦТТ подписано 18 соглашений с аналогичными структурами из 9 стран.

Созданию эффективной модели инновационного развития может способствовать принятие законодательства о венчурных инвестициях. Однако его возможности ограничены, предупреждает исполнительный директор Российской Ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ) Альбина Никконен. Помочь развитию инновационного продукта на ранних стадиях может либо государство, либо «бизнес-ангелы». В дальнейшем бюджетная поддержка может замещаться частными инвестициями. Однако эффект дает только гармонизированная система инфраструктур, если им не мешает ведомственная разобщенность.

Венчурный капитал, бесспорно, является самым перспективным инструментом развития инновационных и высокотехнологических секторов, считает А.Никконен. Однако крупные (с капиталом от 150 млн. до 2 млрд. USD) венчурные фонды вообще не инвестируют в инновационный сектор и разработки, оставляя это поле государству. Фондам интересны компании на поздних стадиях развития и продукты, востребованные на рынке, т. е. эволюционные, прибыльные проекты. При этом не стоит рассчитывать на активный спрос на инновации со стороны крупных компаний. Роль венчурной индустрии — эффективное перераспределение финансовых ресурсов благодаря оперативности, отсутствию лоббирования и субъективистских подходов инвесторов. С участием венчурного капитала активизируется создание новых коммерчески успешных компаний, являющихся катализатором роста отраслей с высокой добавленной стоимостью, обеспечивается высокий уровень корпоративного управления, профессионализма в частном бизнесе.

В СНГ же пока мало проектов с высоким экономическим потенциалом, не хватает кадров, не решены проблемы правового регулирования и налогообложения, в т.ч. порядка выхода из венчурных проектов. Ведь суть венчура состоит в финансировании высокорискованного инновационного проекта в обмен на долю в бизнесе с последующей продажей этой доли, когда вырастет капитализация инвестируемой компании. Поэтому от последней требуется амбициозный маркетинг, способный подтвердить перспективы проекта, а инвестор должен знать, когда и как можно выходить из него. «Жизнь венчурного фонда составляет в среднем 10 лет, в течение которых он финансирует 10-15 компаний. Таким образом, самое большое количество лет жизни инвестора в компании — это 5-7 лет, по истечении которых он должен успеть выйти из каждой из них», — пояснила А.Никконен. Она уверена, что Беларусь должна как можно раньше запустить механизм привлечения внешних инвесторов посредством создания коммуникативных площадок — венчурных ярмарок. Например, в России за 9 лет существования этого механизма их эффективность составила 11% (из 475 компаний-участниц 58 получили венчурное финансирование в объеме 130 млн. USD).

Особый интерес вызвала тема участия предпринимателей в инновационных процессах. По мнению бизнесменов, ни государству, ни крупным госпредприятиям зачастую не нужны не только инновационные предложения, но и сами инноваторы. Более того, внедрение новых технологий часто наталкивается на сопротивление. К тому же условия бюджетного финансирования слишком жестки: отсутствие безусловной отдачи, а тем более нецелевое использование средств чреваты тяжкими последствиями — порой несопоставимыми с возможной доходностью проекта. Может ли исправить положение стимулирование государственно-частного партнерства и реформирование законодательства? Способны ли государство и бизнес оценить и оплатить инновационные достижения? Ведь инновация — это появление чего-то принципиально нового, доселе небывалого. А потому у инвестора должно хватить фантазии представить себе это новшество, сумму денег, которыми он готов рискнуть, и объем возможного проигрыша. Если же проект достигает успеха, то радоваться и считать доход любой сможет.

Дарья ЛИТВИНОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях