Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Отрасли и рынки
23.04.2002 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НУЖНЫ РАВНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ДОВЕРИЕ

Анализ рынка аудита в Беларуси показывает, что сегодня субъектам хозяйствования дешевле работать с аудиторами -- индивидуальными предпринимателями, чем с аудиторскими организациями. Возникает вопрос: почему аудитор-предприниматель за ту же работу может брать в 2--2,5 раза меньше, чем аудиторские организации?

Анализ рынка аудита в Беларуси показывает, что сегодня субъектам хозяйствования дешевле работать с аудиторами -- индивидуальными предпринимателями, чем с аудиторскими организациями. Возникает вопрос: почему аудитор-предприниматель за ту же работу может брать в 2--2,5 раза меньше, чем аудиторские организации?

Ответ прост: в цену услуг у последних входят налоги (НДС, отчисления в целевые бюджетные фонды и Фонд социальной защиты населения, единый платеж с фонда заработной платы), аренда офиса, зарплата персонала. У предпринимателя таких расходов нет. Поэтому он может позволить себе заключать договоры по демпинговым ценам, получая ту же и даже большую зарплату, чем аудитор в аудиторской организации.

Конечно, аудиторы -- индивидуальные предприниматели вправе платить НДС (впрочем, такие случаи мне не встречались), а некоторые оплачивают взносы в Фонд соцзащиты населения (хотя их не более 20% и размер взносов у предпринимателей -- 16%, а не 36%, как у предприятий).

В расходы аудиторской организации входит еще и плата за лицензию фирмы (85 минимальных зарплат в год), а за лицензии штатных аудиторов, которых должно быть не менее трех, -- еще по 5 минималок. В то же время аудитор-предприниматель тратит на эти цели только 5 МЗП в год.

Аудитор-предприниматель фактически ничем не рискует при некачественном проведении аудита, кроме потери клиента, в то время как к аудиторской организации могут быть предъявлены претензии со стороны заказчика, а потеря лицензии для нее означает потерю пяти и более рабочих мест.

Пользуясь практически полной безнаказанностью, некоторые предприниматели часто проводят аудит некачественно и недобросовестно. Нередки случаи выдачи аудиторского заключения вообще без проверки финансово-хозяйственной деятельности заказчиков за небольшое (30--100 USD) вознаграждение. Это значительно подрывает авторитет всех аудиторов и значимость аудита в целом. Мне приходилось несколько раз сталкиваться с ситуациями, когда у заказчика полностью отсутствовал бухгалтерский учет, а аудиторские заключения имелись. Да, эти организации не будут выставлять каких-либо претензий к таким "аудиторам", поскольку фактически купили их. К сожалению, и отдельные руководители аудиторских фирм также выдают иногда условно-положительные аудиторские заключения без достаточных на то оснований. Подобное положение вещей недопустимо, и с ним надо бороться. Сами аудиторы должны требовать лишить лицензий лиц, совершивших подобные действия.

Хотелось бы поставить вопрос и о повышении доверия к аудиторским фирмам со стороны налоговых органов. Этому бы способствовало введение "кредита налогового доверия" для аудиторских организаций, при наличии которого их клиенты, получившие положительное или условно-положительное заключение, подлежали бы налоговым проверкам только в исключительных случаях. При этом штрафные санкции следует применять не только к проверяемому предприятию, но и к аудиторской фирме, выдавшей заключение, в случае если все рекомендации аудиторов выполнены, но выявлены нарушения в том периоде, за который такое заключение выдано. Размер ответственности следует определять в договоре оказания аудиторских услуг или установить законодательно. В заявлении в Министерство налогов и сборов на получение "кредита налогового доверия" должен быть указан размер возмещения убытков в случае проведения налоговых проверок на проаудированных ими предприятиях. В то же время аудиторы не должны нести ответственности, если субъектами хозяйствования заведомо была представлена недостоверная или недостаточная информация для проведения аудита.

Налоговая проверка предприятий, проверенных аудиторскими организациями, получившими "кредит налогового доверия", должна проводиться только при участии этих организаций.

В случае установления при налоговой проверке существенных ошибок после проведения аудита в значительном количестве случаев (которое следует установить в размере, скажем, 5--25%) "кредит налогового доверия" может быть отозван и предоставлен вновь не ранее, чем через 1--2 года.

Получение "кредита налогового доверия" должно быть достаточно сложным. Возможен такой вариант этой процедуры: аудиторская организация, претендующая на получение "кредита налогового доверия", вместе с заявлением в Министерство налогов и сборов представляет список проверенных ею предприятий за последний год с указанием периода проверок. МНС дает указание налоговым инспекциям на местах проверить определенное количество из них (например, 20--80%, процент может быть дифференцирован). Если доля существенных ошибок на проверяемых предприятиях не превышает установленного уровня, выдается "кредит налогового доверия". В аудиторских заключениях можно будет указывать, что они выданы организацией, обладающей этим кредитом.

В случае получения "кредита налогового доверия" аудиторской организацией инспекции МНС будут вправе производить проверку ее клиентов только по распоряжению Министерства налогов и сборов.

Создание института "кредита налогового доверия" для аудиторских организаций ни в коем случае не должно отразиться на законности заключений, выданных аудиторскими фирмами, не имеющими такого статуса.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений